Курбан-байрам по-петербургски: эволюция традиций
Санкт-Петербург, 30 сентября. В субботу, 4 октября, мусульмане Петербурга вместе со всем исламским миром отметят второй по значимости религиозный праздник Курбан-байрам, праздник жертвоприношения. О том, как соблюдается древняя исламская традиция в самом европейском городе России, НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказал глава Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, муфтий Соборной мечети Равиль Панчеев.
Традиции, интегрированные в современность
Традиции ислама, по словам муфтия главной мечети Северной столицы, сильны настолько, что запретить им следовать, даже в немусульманских странах, правоверному мусульманину не сможет никто: «Не в наших силах отменить религиозный праздник. Даже если бы мы сказали – не будет праздника, люди все равно будут его отмечать. Это повеление Всевышнего». Впрочем, Санкт-Петербург, город, который изначально был многонациональным и поликонфессиональным, не требует ни от кого отречений. Напротив, все делается для того, чтобы люди чувствовали себя комфортно, как в физическом, так и в духовном плане. Потому – празднику, конечно, быть.
Но свой отпечаток Культурная столица России накладывает даже на древнейшие традиции. «Ислам в Петербурге был и в царское время, и в советское, – говорит Равиль Панчеев. – Но, учитывая, что мы живем в мегаполисе, все ритуалы были адаптированы». Напомним, одним из центральных элементов празднования Курбан-байрама является принесение ритуальной жертвы, закалывание жертвенного животного ради Всевышнего. Именно этот момент в городской среде вызывал некоторые волнения.
У истоков празднования
«Мы отмечаем два важных праздника. Это Ураза-байрам, завершающий великий тридцатидневный пост, и второй по значимости религиозный праздник Курбан-байрам. Временная разница между ними – 70 дней, – рассказывает Равиль Панчеев. – Если затрагивать историю, то начало она берет от Пророка Авраама, который готов был принести в жертву своего первенца Исмаила в доказательство крепости веры, чтобы доказать Всевышнему, насколько он уверовал в него. Кстати, от Исмаила, первенца Авраама, пошли мусульмане, а от второго сына, Исаака, пошли иудеи.
Когда первенцу Исмаилу исполнилось шесть лет, отец Авраам в течение трех дней видел сон, где Всевышний напоминал ему о зароке. Жертва должна была быть принесена в долине Мина на территории Саудовской Аравии, недалеко от Мекки. Отец и сын добрались до долины, и Пророк Авраам уже был готов принести жертву, тогда Всевышний почувствовал, что он искренне верует, и крепость его веры настолько сильна, что не нуждается в доказательствах. Тогда Всевышний заменил жертву на ягненка.
Исполняемый по сей день обряд жертвоприношения завершает еще и совершение Хаджа, паломничества в святые места, Мекку и Медину. Обряд жертвоприношения – обязателен».
В Петербурге жертвоприношений не будет
В недавнем прошлом имели место случаи, когда жертвенных животных резали прямо на улицах города, что, конечно, шокировало неосведомленных петербуржцев. В частности, широкий резонанс получил инцидент, имевший место в 2009 году, когда на Курбан-байрам был зарезан баран в Апраксином дворе на глазах у прохожих.
Сегодня повторение такого события невозможно. «Лет десять тому назад были случаи, когда приезжие рабочие, как у них принято в мусульманских республиках, закалывали животных в общественных местах. Но это неместные люди, которые не адаптировались к культуре и поведению в мегаполисе, – комментирует Равиль Панчеев. – Мы с этим справились. Представители Духовного управления мусульман встречались с представителями строительных компаний, где в большинстве работают приезжие, и объясняли необходимость проведения разъяснительной работы, чтобы в общественных местах подобные вещи не появлялись».
В Петербурге мест, где можно зарезать жертвенное животное, нет. Но такие места специально организованы в ближайшем пригороде. Муфтий соборной мечети назвал три площадки, где в этом году мусульмане смогут совершить жертвоприношение согласно всем канонам. Это деревня Новосергеевка, совхоз «Шушары» (улица Школьная, 181), и конно-спортивная база «Колтуши» на улице Токарева, 16. «Эти бойни, где можно заказать халяльную продукцию, работают круглый год, не только в праздник Курбан-байрам», – пояснил Панчеев.
Как выяснилось, присутствовать при ритуальном жертвоприношении вовсе не обязательно. Можно заказать разделанное уже по всем правилам животное на дом. «Человек, как говорит Всевышний, создан слабым. Если человек может сам это сделать, пусть делает. Если он не в состоянии, то он говорит, за кого, и от кого он жертвует, и тогда все делает профессионал и просто отдает готовый продукт», – продолжает рассказ глава ДУМ.
Примечательно, что для жертвоприношения может быть выбран не только барашек, но и некоторые другие виды животных, например, корова или верблюд. Большое животное может считаться жертвой во имя Всевышнего от семи человек, в то время как барашек или коза – только от одного.
4 октября – День защиты животных
Интересно, что в этом году мусульманский праздник Курбан-байрам совпадает по дате со Всемирным Днем защиты животных. Впрочем, по уверению муфтия Соборной мечети, никаких призывов и претензий со стороны защитников животных к нему не поступало, да и смысла в этом, по его убеждению, нет: «Мне кажется, о защите животных можно говорить, когда речь идет о каком-то вымирающем виде, об амурском тигре, например. Тогда это понятно». Пока о претензиях со стороны зоозащитников речи не идет.
Два с половиной часа без метро
Объективные неудобства для петербуржцев создает ставшее уже традиционным закрытие станции метро «Горьковская». Правда, в этот раз праздник приходится на выходной день, и запрет на вход в вестибюль «Горьковской» с 8 до половины девятого утра не сильно помешает горожанам. Ограничения коснуться автолюбителей: будет ограничено движение на участке Кронверкского проспекта от улицы Куйбышева до Каменноостровского проспекта. Также ограничения коснутся Крестьянского и Конного переулков с 7-им утра до 10 часов 30 минут утра.
В день празднования Курбан-байрама именно район «Горьковской» станет «Меккой» для последователей ислама в Петербурге: центром притяжения является Соборная мечеть, одна из красивейших построек города. «В исламе правоверные мусульмане избирают мечеть по старшинству. Чем дольше мечеть работает, тем более она намоленная. Поэтому люди будут стремиться, в первую очередь, сюда. А во вторую очередь в мечеть в Приморском районе», – поясняет муфтий.
Кто первый встал – того и тапки
Даже самая большая мечеть города не способна вместить всех желающих совершить праздничную молитву, поэтому значительная часть верующих будет молиться за пределами мечети. Приоритета по доступу непосредственно в мечеть, как НЕВСКИМ НОВОСТЯМ рассказал Равиль Панчеев, ни у кого нет: «Кто первый пришел. Как говорят, «кто раньше встал, того и тапки». Именно этот принцип и работает. Если человек богобоязненный днем и ночью молится, то он находит время и для того, чтобы прийти пораньше на утреннюю молитву». К слову, призыв к утренней молитве прозвучит в 7 часов 15 минут, и читаться молитва будет в половине восьмого. Далее по программе в районе восьми часов будет чтение священного писания, Корана, в половине девятого утра начнется праздничная проповедь. И по окончании, около девяти часов утра, будет совершаться праздничное богослужение. «Кто не успел прийти в мечеть, может совершить богослужение и в близлежащих территориях. Мы для этого создаем условия: будут работать громкоговорители, на территории мечети будет постелен ковролин», – рассказал Панчеев.
За порядком в этом году будут следить не только полицейские, которые призваны также регулировать людские потоки, но и волонтеры от мусульманских общин. В этом году ожидается, что на празднование Курбан-байрама в Соборной мечети соберутся не менее 100 тыс. мусульман.
И мусульмане, и христиане
Кстати, на свой религиозный праздник мусульмане приглашают и людей, не имеющих отношения к исламу. Даже часть приготовленного в честь праздника жертвенного барашка может отведать гость-немусульманин. Например, православный. Пробовал ли угощение губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, неизвестно. Но, как рассказал муфтий Соборной мечети Равиль Панчеев, на праздник по случаю Ураза-байрама глава Петербурга приходил. «Он не забывает нас и посещает наши праздники. В Ураза-байрам он к нам приходил и поздравлял. Мусульмане благодарны ему и за то, что идет ремонт в Соборной мечети, – говорит глава ДУМ. – Наши обращения отказа никогда не получали».
К слову о ремонте: леса по-прежнему стоят вокруг мечети, а ремонт закончится не раньше, чем весной. «Пусть будет так. Зато потом будет красиво», – не торопит строителей муфтий. Праздника это не испортит.
Текст: Юлия Медведева
Фото: НЕВСКИЕ НОВОСТИ
– See more at: http://nevnov.ru/city/region/kurban-bajram-po-peterburgski-evolyucziya-tradiczij.html#sthash.6OENb1x8.dpuf