Новый год по Хиджре
В первый день священного месяца Мухаррам наступает новый год по Хиджре. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину 16 июля 622 года. Эта дата является отправной точкой мусульманского лунного календаря. В этот день в городе Медине создалась первая община мусульман, переселившихся сюда из Мекки (поэтому мусульманский календарь называется Хиджра – по-арабски «переселение»). Это событие стало началом новой исламской эры, так как из этой небольшой общины, как из ядра, вырос огромный мир ислама.
Счет годам в Хиджре ведется от этого события. Каждый новый год Хиджры начинается на 11 дней раньше предыдущего, потому что Хиджра – лунный календарь, и год в ней – это продолжительность 12 оборотов Луны вокруг Земли.
Первые десять дней Мухаррама считаются благословенными для всех хороших начинаний (в том числе и для заключения браков). Как и священный Рамадан, это месяц раздачи милостыни в пользу неимущих, на благоустройство мечетей. Считается, что как человек проведет первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев.
Мухаррам – месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц во служении Всевышнему. В одном из изречений Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении говорится: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов».
День Ашура
10-й день месяца Мухаррам – День Ашура. На этот день, согласно Корану, приходятся сотворение Небес, Земли, ангелов, первого человека – Адама. Светопреставление (апокалипсис, конец света) также наступит в день Ашура.
Гашура от слова «гашара», что означает по-арабски «десять». В этот день, а также 9 и 11 Мухаррама желательно соблюдать пост и раздавать милостыню. В этот день родился пророк Ибрахим, вознесся на небо пророк Иса, спасся от преследования фараона пророк Муса, корабль Нуха причалил к горе Джуди после потопа и др.
Шииты отмечают эту дату как день поминовения имама Хусейна, сына Али и Фатимы, внука пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Согласно одному из хадисов, пост в день Ашура очищает мусульманина от грехов за предыдущий и последующий годы, а за крупицу подаяния (садака) в день Ашура Всевышний Аллах даст вознаграждение величиной в гору Ухуд. В день Ашура раздают садака, радуют детей и близких, читают Коран, совершают другие богоугодные дела.
Ночь Хиджры
Начало нового года по хиджре и месяца Мухаррам мусульманского лунного календаря, имеющего особое значение в жизни мусульман, а потому он называется священным. В этом месяце, когда Мухаммад (с.г.в.) еще не имел достаточное число последователей, ему пришлось совершить знаменитое переселение – Хиджру из Мекки в Ястриб, названный позже городом Пророка, то есть Мединой, вместе с семьей и близкими. Это событие произошло 16 июля 622 года по григорианскому календарю и считается началом мусульманской эры, поэтому месяц Мухаррам так почитаем мусульманами.
Новое мусульманское летоисчисление, в котором точкой отсчета стал день исхода (Хиджры) Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину, ввел в 634 году один из его сподвижников халиф Омар.
День рождения пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)
«Маулид» – по-арабски «время (место) рождения».
День рождения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) – Маулид ан-Набий отмечается 12 числа третьего месяца Раби уль-Ауваль исламского календаря. Рождение Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) стали отмечать лишь спустя 300 лет после прихода ислама
Поскольку точная дата рождения Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) неизвестна, то празднование этого события приурочено ко дню ухода Пророка из земной жизни, когда он родился для жизни небесной.
В некоторых мусульманских странах это нерабочий день, а в Пакистане, например, ему отводится три дня.
Маулид состоит из чтения молитв и слов поминания Аллаха, славословия пророку, стихотворных повествований и лекций о его жизни и рождении. На Маулиде принято выражать радость по поводу прихода в этот мир Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которого мусульмане считают последним посланником Бога, и возносить за это благодарность Всевышнему, обращаться к Богу с мольбами, раздавать милостыню бедным и вести благочестивые разговоры друг с другом. В некоторых странах мусульмане в день Маулида устраивают праздничные факельные шествия, участники которых несут изображения матери Пророка благочестивой Амины. В мечетях проходят богослужения во славу матери Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
«Благодарение Аллаху, что послал нам Пророка, который вывел нас из тьмы неверия к свету истинной религии, возвестил нам путь к спасению! Да благословит и да приветствует Аллах нашего Пророка!» – в подобных словах славят мусульмане посланника Аллаха и его Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
Ночь Рагаиб
В ночь с четверга на пятницу месяца Раджаб состоялось бракосочетание родителей Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), Абдуллаха и Амины. По преданиям, на землю в это время спустился сонм ангелов и свет пророчества перешел от Абдуллы к его сыну. Эту ночь называют Лейлат-уль-Рагаиб, что в переводе с арабского языка означает мечты, желания, проявление надежды на прощение Аллаха, исполнение просьб и молитв.
Ночь Рагаиб – первая в священном месяце Раджаб. Аллах увеличивает свою милость, благословение и благодать мусульманам. Считается, что в ночь Рагаиб были ниспосланы первые признаки милости Аллаха в связи с предстоящим вознесением по воздуху в город Гудси. Впервые общий намаз по этому случаю был совершен в 1087 г. в городе Гудси. Затем этот обычай перешел и в другие города. А начиная с XII века во многих молитвенных домах эту ночь отмечали особенно торжественно. В эту ночь Аллах проявляет свою благосклонность, оказывает милости своим рабам. За намаз, пост, милостыню и прочие верослужения, совершенные в эту ночь, воздается многократная благодать. Уважающие эту ночь прощаются, если искренне раскаиваются в допущенных грехах, просят прощения у Аллаха. Нужно возмещать пропущенные намазы, раздавать садака, помогать бедным, радовать детей и дарить им подарки, общаться с родителями, родными и близкими, читать молитвы (дуа) для своих близких.
В ночь Рагаиб желательно совершить намаз для исполнения своей нужды. Его совершают между вечерним и ночным намазами. Этот намаз состоит из 12 рака’атов, их совершают по 2 рака’ата, то есть шесть намазов по два рака’ата. В каждом намазе в первом рака’ате после суры «аль-Фатиха» читают по три раза суру «аль-Кадр» (97-ю суру) и двенадцать раз суру «аль-Ихлас» (112-ю суру). После совершения 12-ти рака’атов читают 70 раз следующую молитву:
«Аллахумма салли ‘ала саййидина Мухаммадин ин-Набиййи ль-Уммиййи ва ‘ала алихи».
Затем совершают сужду (земной поклон) и читают в положении сужды следующую молитву 70 раз: «Суббухун куддусун рабб уль-Малаикати ва р-Рух».
Затем, подняв голову из положения сужды, сидя на коленях, читают 70 раз:
«Раббигфир вархам ва тажаваз ‘амма та’лам. Иннака анта л-А’азз уль-Акрам».
Далее, опять совершают сужду и 70 раз читают ту же молитву, что и в первой сужде. Затем, поднявшись после второй сужды, читают дуа (молитву), в которой просят у Всевышнего Аллаха исполнения той или иной своей нужды. И она, иншааллах, исполнится.
Ночь Рагаиб – первая ступень на пути духовного очищения мусульманина перед священным постом в месяц Рамадан и празднованием Рамадана. Каждый мусульманин серьезно обдумывает свои поступки и ту ответственность, которую несет перед семьей, родиной и народом.
В ночь Рагаиб в мечетях произносят праздничную проповедь. Среди тех, кто постоянно посещает мечеть, очень много детей. Они каждый день приходят к муэдзину, чтобы учить аяты Корана. В священную ночь дети показывают, чему научились на этих уроках , в присутствии имама и других верующих они принимают участие в конкурсе чтецов Корана..
Ночь Мирадж
Мусульманский праздник Лейлят аль-Исра Валь-Миърадж (Раджаб-байрам) – праздник в ознаменование путешествия Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Иерусалим и его вознесении (Миърадж) на седьмое небо к престолу Аллаха. Отмечается в ночь с 26 на 27 священного месяца Раджаб по лунному календарю.
В Коране об этом событии упоминается в суре «аль-Исра» («Перенесен ночью»). В хадисах, посвященных этому событию, говорится, что в эту ночь архангел Джабраил посетил пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), спящего возле мечети в Мекке, и призвал его совершить путешествие в Иерусалим на крылатом коне Бораке. Сначала Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и Джабраил побывали на горе Сина и в Бейт-Лахме (Вифлееме), а потом приблизились к воротам Иерусалимского храма. Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вошел в Храм, где его ожидали другие пророки, и совершил вместе с ними молитву, на которой он был предстоятелем – имамом. После молитвы Джабраил поднес Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) два бокала – один с молоком, другой с вином. Когда Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) выбрал молоко, Джабраил воскликнул: «Поистине ты на правом пути – ты и народ твой! Вино запрещено для вас» (запрет ислама на употребление алкогольных напитков основан, в частности, и на этом эпизоде).
Затем, по преданию, в сопровождении Джабраила Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершил восхождение на небо по лестнице ангелов (миърадж) и посетил семь небес. На первом небе сам Адам открыл Пророку небесные врата; на втором он повстречал пророков Яхью и Ису, на третьем – Юсуфа, на четвертом – Идриса, на пятом – Харуна, на шестом – Мусу; на седьмом, высшем небе восседал праотец и патриарх всех пророков Ибрахим, который показал Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) Рай.
Все пророки приветствовали Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) как брата. А когда с седьмого неба Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) явился к престолу Аллаха, то беседовал с ним, произнеся 99 тысяч слов.
Затем Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был возвращен обратно в Мекку. Рассказывая об этом путешествии, Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) подчеркивал, что оно произошло мгновенно: вернувшись в Мекку, он обнаружил, что постель его еще не остыла, а из кувшина, опрокинутого Джабраилом при отправлении в путь, даже не успела вытечь вода.
Ночь Миъраджа мусульмане проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении Пророка. В день праздника все посещают мечеть, чтобы совершить совместную молитву и выслушать проповедь имама, посвященную этому событию.
Пост в Миърадж в ритуальном отношении равен ста ночам поста.
Ночь Бараат
Ночь Бараат, а по-арабски она называется «Лейлат уль-Бараат», обозначена в Коране, как священная. Это особенная ночь для любого мусульманина, когда он может просить милости и прощения Аллаха. Это ночь, когда верующие в Единого Творца полностью предаются поклонению Ему. Бараат в переводе с арабского, означает «непричастность», «полное отделение», «очищение». Ночь Бараат наступает в ночь с 14 на 15 число месяца Ш`абан.
Ночь называется так, потому что в ней два избавления: избавление несчастных (грешных перед Всевышним) от милости и избавление авлия от неудачи и от оставления их без помощи.
Один алим сказал: «Поистине, у ангелов на небе два праздника, как и у мусульман два праздника на земле: праздник ангелов – это ночь Бараат и ночь Кадр (Лейлат уль-Кадр) (предопределения), а праздник мусульман – это Ураза-байрам (Ид уль-Фитр) и Курбанбайрам (Ид уль-Адха), и праздник у ангелов ночью, потому что ангелы не спят, а у мусульман – днем, потому что они спят».
Еще один алим сказал: «Мудрость того, что Всевышний выявил ночь Бараат и спрятал ночь Кадр, потому что ночь Кадр – это ночь милости, прощения и освобождения от Ада. И ее Аллах спрятал, чтоб на нее не полагались и не самоуспокаивались. Ночь Бараат Всевышний выявил потому, что это ночь приговора и предопределения, ночь гнева и довольства, ночь принятия и отвержения, ночь достижения и удерживания хороших деяний, ночь счастья и несчастья, ночь милости и добра. Одни этой ночью становятся счастливыми, а другие отдаляются от милости, один получает воздаяние, а другого подвергают унижению, одного возвеличивают, а другого лишают этого, один получает вознаграждение, а другого отгоняют. В эту священную ночь, прощения мусульмане всей душой должны обратится ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи.
Также эту ночь называют:
– ночью жизни из-за хадиса, который передал Мунзирий от Пророка: «Сердце того, кто оживит праздничную ночь и ночь середины месяца Шабан, не умрет в день смерти сердец».
– ночью заступничества из-за того, что передали: «Пророк попросил Всевышнего в 13-ю ночь заступничества за свою умму, и Аллах дал ему заступничество только за троих. Пророк попросил заступничества и в 14-ю ночь, и Всевышний дал ему заступничество для 30, Пророк попросил в 15-ю ночь и Всевышний дал ему заступничество для всей уммы, кроме тех, кто убежал от Аллаха, подобно тому, как убегает верблюд» (тот, кто отдалился от Аллаха постоянством в совершении грехов)».
– ночью прощения из-за хадиса, переданного имамом Ахмадом, в котором Пророк говорит: «Поистине, Всевышний обращается в ночь середины месяца Шабан к Своим рабам и прощает всех обитателей земли, кроме многобожника и человека, который поссорился со своим братом или держит в сердце злобу и ненависть к нему».
– ночью освобождения из-за хадиса, который передали от Ибн Исхака и от Анаса ибн Малика, где Айша (да будет доволен ею Аллах) передает слова Пророка: «О, Айша (да будет доволен ею Аллах), разве ты не знаешь, что эта ночь – ночь середины Шабана? Поистине, этой ночью Аллах освобождает Своих рабов от Ада по количеству волос в шерсти овец племени Бану Кальб, кроме типов людей: постоянно употребляющих опьяняющее, ослушивающихся родителей и приносящих им вред, постоянных в грехе прелюбодеяния, прерывающих родственные и дружеские отношения, сеющих смуту и клеветников».
– ночью распределения из-за хадиса, который передал Ата ибн Ясар: «Когда наступает ночь середины Шабана, переписывают для ангела смерти каждого, кто умрет от Шабана до следующего Шабана. Поистине, раб Аллаха сажает дерево, женится, строит дом, а его имя записали в число умерших, и не ожидает его ангел смерти, если только ему (ангелу) не велят, чтоб он взял его душу».
Пророк сказал: «Когда наступит ночь середины Шабана, оживляйте ее и поститесь в ее день (на следующий). Поистине, Всевышний говорит: «Есть ли просящий прощения для того, чтобы Я его простил? Есть ли подвергающийся испытаниям, чтобы Я его избавил от них? Есть ли просящий пропитания, чтобы Я ему дал его?». И так Всевышний перечисляет людей с различными просьбами, пока не наступит рассвет».
Самое главное – пересмотреть в эту ночь свою жизнь, поступки, мысли. Никто не должен забывать, что жизнь на этой земле когда-нибудь кончится, и мы вернемся к Аллаху. А Судный день обязательно настанет. В эту ночь происходят события, даются блага, приходят смерть и болезни и они будут переданы соответствующим ангелам. Поэтому мусульманин не должен относиться к этой священной ночи небрежно: истинно верующий ни на миг не забывает, что создан Аллахом и будет возвращен к Нему. Бдительность приведет мусульманина к счастью на этом и на том свете.
Однако тут важно помнить, что этой ночью Всемогущий Аллах не посмотрит на лица (не простит грехи и не удостоит милости) тех, кто исповедует многобожие, испытывает злобу к мусульманам, прерывает отношения с родственниками, проявляет высокомерие и перечит родителям, употребляет алкоголь, совершает прелюбодеяние, провоцирует смуту, отступил от Ислама, а также клеветников.
Аллах в ночь Бараат принимает покаяние и не жалеет Своей милости и прощения для тех, кто искренне поклоняется Ему и просит у него прощения. Достаточно того, что мусульманин с раскаянием и мольбой обратился к Нему. Главное – искренность. В эту священную ночь прощения мусульмане всей душой должны обратится ко Всевышнему, попросить у Него принять благие дела и простить грехи.
Каждый человек должен тщательно проанализировать все свои поступки, дела, которые были совершены в течение года. И в том случае, если обнаружится нечто противоречащее повелениям Создателя, надо раскаяться и больше к этому не возвращаться.
День фатх Мекка
Полон значения для мусульман девятый месяц мусульманского календаря Рамадан.
«Когда приходит Рамадан, открываются небесные врата и закрываются врата ада, а его темные силы сковываются цепью», – так сказал Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) об этом месяце.
Именно в одну из ночей Рамадана в 610 году Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) были ниспосланы Аллахом первые Откровения Корана.
21 Рамадана 630 года произошло одно из самых знаменательных событий в истории ислама. После вынужденного восьмилетнего отсутствия Пророк Мухаммад (с.г.в.) прибыл в родную Мекку. Здесь он «изгнал» из древнего храма Каабы всех идолов, которым поклонялись язычники, и совершил ряд ритуальных действий, впоследствии ставших основой обрядов хаджа паломничества мусульман в Мекку.
Рамадан – это месяц поста. Он состоит в полном отказе от еды, питья и любых удовольствий в светлое время суток. С наступлением темноты запреты снимаются, но верующим рекомендуется не предаваться излишествам, а проводить время в молитвах, чтении Корана, богоугодных делах.
Ночь Могущества и Предопределения (Лейлат уль-Кадр)
Лейлат уль-Кадр (Лейлат аль-Кадр) по-арабски, Kadir Gecesi по-турецки, Ночь Мощи (Величественности) или Законодательства по-русски – 27-я ночь Рамазана, сообразно лунному календарю Хиджры в честь открытия Мухаммаду (с.г.в.) первой суры Корана в 610 году в пещере Хира горы Джабал ан-Нур.
Ее именуют по-разному, но, независимо от написания, это всегда ночь Сошествия Корана (так на арабском языке Laylat – ночь, Qadr – откровение). Однако в Турции этот праздник носит также название Kadir Kandili, что восходит к правлению Селима II. В XVI веке в темное время суток молельные дома освещались исключительно подсвечниками (оттуда и пошло слово канделябр). Сияющие минареты указывали людям место, где они могли попросить прощения и облегчить страдания своей души. Вместе с тем, Кадыр Геджеси является всего лишь одним из нескольких конфессиональных фестивалей.
В эту ночь, согласно исламским источникам, к молящемуся Мухаммаду (с.г.в.) явился архангел Джабраил и, указав на свиток, сказал: «Читай!» (Коран!). Ночь предопределения празднуется в конце девятого месяца Рамадан . В Ночь предопределения принято просить прощения у Бога за совершенные грехи и читать Коран.
Согласно Корану:
«Поистине, Мы ниспослали Коран в ночь аль-Кадра. А что даст тебе знать, что такое „Ночь аль-Кадра”?! Ночь аль-Кадра лучше тысячи месяцев: в нее нисходят Ангелы и Дух с соизволения Господа их для всяких повелений. Она – есть мир до начала рассвета!» (Коран: Сура 97, Аяты 1-5).
Об этой ночи говорится, что ее следует искать между двадцатым и тридцатым числами месяца Рамадан. Аиша (да будет доволен ею Аллах) передала слова Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Ждите (наступления) ночи Предопределения в одну из десяти последних нечетных (ночей) Рамадана». (аль-Бухари) Мудрость неопределенности Ночи Могущества заключается в том, чтобы люди смогли, пройдя через собственные старания и усердия, в полной мере прочувствовать и осознать ценность этой Ночи и милость Творца, скрытую в ней.
Безусловно, лучше всего проводить в поклонении все последние ночи, начиная с 20-й (и нечетные, и четные), чтобы быть более уверенным, что застанешь Ляйлят-аль-Кaдр и все ее благости.
В хадисе, переданном от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сказано: «Тому, кто проведет в молитве Ночь Предопределения с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». (аль-Бухари, Муслим)
В Ляйлят-аль-Кадр самым лучшим для человека будет совершение покаяния – тауба и сердцем, и языком, чтобы Аллах простил все его грехи. В эту Ночь совершаются пропущенные намазы, читается Священный Коран, прощаются былые обиды, анализируются ошибки проведенных дней, месяцев, строятся планы на будущее.
Праздник разговенья – Ураза-байрам (Ид аль-Фитр)
Праздник разговения – исламский праздник , отмечаемый в честь окончания поста в месяц Рамадан . Начал отмечаться в 624 году.
Верующие поздравляют друг друга словами: «Ид Мубарак!» (счастливого праздника!). Накануне праздника раздаётся закят. Праздник длится три дня, в которые мусульмане надевают лучшую одежду, ходят в гости с подарками, стараются веселиться, готовят традиционные блюда, которыми обмениваются с соседями.
Ураза-байрам – один из главных дней исламского календаря, знаменующий завершение поста, который длился в течение священного месяца Рамадан. По преданию, именно в этот день Аллах ниспослал пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) первые стихи Корана.
В это время принято посещать могилы близких, раздавать пожертвования бедным, дарить подарки и просить друг у друга прощения.
Отмечают Праздник Разговения, собираясь в мечетях, чтобы всем миром почувствовать радость великого праздника. Главный ритуал, совершаемый верующими в мечети,- это праздничная коллективная молитва-намаз. Об этом в хадисе сказано: «Первое, с чего мы должны начать наш день,- это совершить намаз». (аль-Бухари, Муслим) Подобает вступать в мечеть для совершения намаза неспешно, чинно и степенно и прежде, чем переступить порог, мысленно произнести «Аллаху акбар», и после совершения моления вернуться по иному возможному пути, как делал наш Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), дабы получить еще больше вознаграждения от Аллаха.
День Арафа
День Арафа – 9-ый день месяца Зу ль-Хиджа – это день, который является одним из наиболее примечательных дней мусульманского календаря. В этот день миллионы паломников обращаются к Всевышнему с мольбой, стоя на горе Арафа и прилегающей к ней территории. Первые девять дней месяца Зуль-хиджа наполнены определенной благостностью. За совершение благих поступков в это время вознаграждение увеличивается многократно. Воистину, никто, кроме Всевышнего Аллаха, не знает его истинного размера. Равно, как и вес грехов в этот день увеличивается в несколько раз.
Какое бы благочестивое деяние не совершил человек, стремясь к Всевышнему Аллаху с чистым намерением, в Судный день он, несомненно, увидит вознаграждение за него. И самый важный из тех поступков, которые приближают нас к Всевышнему Аллаху, – это пост в день Арафа.
Каков же смысл этого дня? Он заключается в том, чтобы мы обращались к Всевышнему Аллаху в своих трепетных молитвах. Посланник Аллаха (с.г.в.) сказал: «Лучшее дуа – это мольба к Аллаху в день Арафа, а лучшее из того, что сказал я и все Посланники, которые приходили до меня, – это слова: «Ля иляха илляЛлах».
Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не сказал: «Дуа в Лейлат уль-Кадр (Ночь могущества)» или «Обращение человека во время земного поклона», но он четко определил: «Лучшее дуа – мольба в день Арафа». Это объясняется тем, что шайтан в день Арафат уменьшается до столь ничтожных размеров, и в мире не остается никого презреннее его.
В день Арафа, Всевышний Аллах ниспосылает милость и прощение Своим рабам, чтобы улучшить их состояние, какими бы не были их прежние проступки и оплошности, отдалившие их от Него. Нередко мусульмане, погрязшие в грехах, блуждая во тьме, по Милости Всевышнего Аллаха, которая настигает их в этот день, обращаются к Всевышнему Аллаху в эти благословенные часы с истинным покаянием и направляют свои стопы в сторону богоугодных деяний. Всевышний избирает таких людей и освобождает их из плена пагубных страстей. Он наставляет их с дороги горя и тревог на истинный путь счастья и познания Его.
Да сделает Всевышний Аллах меня и вас из числа тех, кто покаялся и обратился к Нему. О Всемогущий, прости нас по Щедрости и Милости Своей и упаси от строгого отчета. И пусть этот грядущий день Арафа послужит нам спасением от огня Ада во время Страшного Суда, когда каждая душа понесет ответ за то, что она содеяла.
Праздник жертвоприношения – Курбан-байрам (Ид аль-Адха)
Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (или Ид аль-Адха) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря Зу ль-Хиджа и длится 3-4 дня. Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и в священном месте лично принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.
История этого праздника восходит к известному сюжету о принесения пророком Ибрахимом (Авраамом) своего сына Исмаила (Исаака) в жертву Богу. За эту преданность и добродетельность Всевышний вознаградил Ибрахима, заменив приношение в жертву Исмаила барашком.
Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Утром мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где произносят хором славословие Всевышнему Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь (хутбу). Хутба обычно начинается с прославления Аллаха и его пророка, затем разъясняется происхождения хаджа и значение обряда жертвоприношения.
По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить Богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное.
Коран об обряде : «Никогда не достигнет Аллаха ни мясо, ни кровь их, но достигнет Его ваше благочестие». («Хадж», 37)
Жертва
Жертвой может быть баран , верблюд или бык .
Жертве должно быть не менее года, она должна быть здорова и не иметь никаких недостатков. Считается, что овца или коза могут быть принесены в жертву только от одного человека, а корова, бык или верблюд – от семи человек. Обычно режут барана, козу, корову или быка – двухлеток, жертвенному верблюду, как правило, бывает не менее пяти лет. Обычай допускает принесение жертвы не только за живых, но и за усопших.
Часто шкуры принесенных в жертву животных отдаются в мечеть. Мясо варят и съедают за общей трапезой, на которой может присутствовать любой мусульманин, во главе стола обычно бывает имам. В праздник жертвоприношения следует обязательно отведать разнообразные изысканные мясные блюда, которые готовятся в различных странах, в соответствии с местными вкусами, применяя различные специи и ароматизаторы; большое внимание уделяется праздничному оформлению стола, а также приготовлению многочисленных сладостей. Близким друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.
Жертвоприношение в день праздника Курбан-байрам является обрядом ислама, которому есть множество доказательств. Всевышний Аллах говорит в Коране: «…молись Господу твоему и приноси жертву». Абу Хурайра передал, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) принёс в жертву двух баранов, которые были большими, жирными и рогатыми. Когда Пророк закладывал одного из них, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах, прими это от Мухаммада и семьи Мухаммада». А когда закладывал второго, он сказал: «Во имя Аллаха и Аллах велик. О Аллах, прими это от Мухаммада, его уммы, тех, которые засвидетельствовали Твоё единство и засвидетельствовали моё исполнение миссии».
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) призывал мусульман к жертвоприношению. Аиша передала слова Пророка: «Более любимое дело человека для Аллаха в день жертвоприношения – это принесение жертвы. В день Суда жертвенное животное будет на чаше добрых дел со своими рогами, шерстью и копытами. Кровь, пролитая в этот день, достигает своего места пред Аллахом, прежде чем она достигнет земли. Так очищайте ею ваши души».
Праздник жертвоприношения отмечается в десятый день двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря Зуль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку.
После праздничной молитвы мусульмане, которые имеют возможность принести жертву, делают это.
Над жертвой любой рядовой мусульманин может произнести краткую формулу: «Бисмиллах, Аллах Акбар», то есть «Во имя Аллаха, Аллах велик!» Прежде чем барана режут, его обязательно валят на землю головой в сторону Мекки.
В жертву можно принести барана, который достиг седьмого месяцев (по Шафии – полного года), быка или корову, достигших полных двух лет, верблюда, достигшего полных пяти лет. Желательно, чтобы жертвенное животное было жирным, большим и красивым. В нём не должно быть изъянов, которые плохо влияют на количество и качество мяса. Поэтому нельзя приносить в жертву хромых, слепых или больных животных. А также животных, у которых сломано больше половины рога или отрезано больше половины уха. Аль-Барра передал, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Четыре животных не пригодны к жертвоприношению – животное с явно выраженной слепотой, больное, с ярко выраженной хромотой и худое».
Желательно использовать треть мяса для угощения своей семьи, треть подарить беднякам из числа соседей и родственников, а треть раздать в качестве милостыни тем, кто просит об этом. Как сказал об этом Всевышний: «…то ешьте их мясо и кормите тех, кто довольствуется малым, и тех, кто просит от нищеты».
Также Ибн Аббас рассказывал о жертвоприношении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Треть он оставлял для семьи, треть на угощение бедных соседей, и треть раздавал тем, кто просил». Ибн Умар говорил: «Жертвоприношения и подарки – треть для тебя, треть для семьи, треть для бедных».
Нельзя расплачиваться с мясником, который резал жертвенное животное, мясом. Но можно дать ему часть мяса, если он беден, или подарить, но не в качестве оплаты. Али рассказывал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха), велел мне проследить за жертвоприношением, разделить его мясо и шкуру и не давать мяснику ничего из жертвенного животного. Он сказал: „Мы расплатимся с ним”».
Тот, кто принёс жертвоприношение, не может ничего продать из жертвенного животного, ни мяса, ни шкуры, но он может пользоваться шкурой и другими её частями.
Дни Ташрик
Дни Ташрик – продолжение праздника жертвоприношения Курбан-байрам , которое отмечается с 11-го по 13-е числа последнего месяца исламского лунного календаря . Сам праздник жертвоприношения отмечается 10-го числа месяца Зульхиджа. Данный месяц считается у мусульман благословенным, когда верующие совершают хадж (паломничество).
Паломники отправляются к долине Мина, где бросают камни в три столба, как символ побития дьявола . В каждый из столбов – малый Джамрат аль-Ула, средний Джамрат аль-Вуста и большой Джамрат аль-Акаба – бросается по 7 камешков. Там же они проводят ночь первого из дней Ат-Ташрик, а утром совершают коллективный намаз, после которого читают такбир (восхваление Аллаха). Далее снова совершается бросание камней, которое продолжается и на третий день Ат-Ташрик.
Произнесение такбира Ташрик обязательно в следующих случаях: если намаз был совершен в коллективе женщин, следовавшей в совершении намаза своему мужу, а также страннику. Если странник совершит намаз отдельно, а также женщина при совершении намаза следует женщине – это не обязательно.
Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. (Священный Коран, 2:274)