Похороны у мусульман

big.photo

По вероучению ислама, все сущее в мире создано Аллахом, все предо­пределено Им и происходит по Его воле.
Вся жизнь мусульманина от рождения до смерти определяется Шариа­том – систематизированным сводом мусульманских законов. Шариатом предполагается целая система правил по переселению мусульман в загробный мир. Шариат требует, чтобы мусульманин еще в земной жизни готовился к загробному миру.

Аллах Всевышний сказал в Коране, что прежде всего ни одному человеку Он не давал вечной жизни (Коран 21:36).
Каждый чело­век вкусит смерть… Каждая душа вкусит смерть, потом она (душа) будет возвращена богу (Коран 29:56).

Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды.
Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководст­вом духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов – долг каждого мусульманина.
Прежде всего, умирающего (будь то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить умирающего на правый или левый бок лицом к Мекке. Умираю­щему так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» («Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха, Его Пророк»). Последний долг перед умирающим – дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать.
После смерти мусульманина над ним совершается следующий обряд.
Покойному подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). Затем делают гусул, как и всем умершим мусульманам.

Омовение (тахарат) и обмывание (гусул)
Над умершим совершается обряд омовения и обмывания водой.
Как правило, умершего омывают и обмывают три раза: 1. водой, содержащей кедровый порошок; 2. водой, смешанной с камфарой; 3. чистой водой.
Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кибле. Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Окуривают помещение благовониями. Порядок омовения известен Гассалу (омывающему).
Затем производится обмывание.
Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза.
Смачиваются голова, уши и шея.
Моются ноги по щико­лотки.
Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир).
Кладут покойного на левый бок и моют правый.
Льют воду, протирают тело, затем снова льют воду.
Все это проделы­вается три раза.
То же самое проделывают, положив покойного на правый бок.
Запрещено класть покойного грудью вниз.
Обязательно обмывать покойного один раз.
Свыше трех раз – считается излишним.
Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, ароматизируется благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур…): лоб, ноздри, руки, ноги покойного.
В омовении и обмывании участвуют не менее четырех человек.
Гассалом (омывающим) может быть близкий родственник, его помощник, который поливает тело водой. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин.
Разрешается обмывать маленьких детей.
Жена может обмывать тело своего мужа. В случае, если умерший – мужчина, а среди окружающих его были одни женщины (и наоборот), то произво­дится только таяммум.

Саван (кафан)
Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Он требует окутывать его саваном. Саван изготавливается из белого полотна или ситца.

Саван для мужчин состоит из трех частей:

1) лифофы — ткани, покрывающей покойного с головы до ног (при этом с обеих сторон остается еще лишняя ткань, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон);
2) изора – куска ткани для окутывания нижней части тела;
3) камиса – рубахи до колен обыкновенной.

Саван для женщин состоит из пяти частей:

1) лифофы – ткани любого вида и хорошего сорта, покрывающей по­rойную с головы до ног;
2) изора – куска ткани для окутывания нижней части тела;
3) камиса — рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы (открывается на оба плеча);
4) химора — платка для покрывания головы и волос женщины шириной 60 см, длиной 2 м;
5) хирки – куска ткани для покрывания груди длиной 1,5 м, шириной 60 см.
Для умерших младенцев и новорожденных достаточно только лифофы.

Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван готовили для умершей жены – муж, для умершего мужа – жена, родст­венники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи.

Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят, — в знак уважения к нему. Если умерший был несостоятельным человеком, обязательное условие – покрыть тканью все тело. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запретом является покрытие тела умершего мужчины шелковой тканью.

Окутывание
Перед окутыванием борода и волосы не стригутся, не расчесываются.

Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благово­ниями типа розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изо-ром окутывают, начиная с левой стороны, затем окутывают правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем окутывают правую и завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу.

Порядок окутывания женщин и мужчин идентичен, однако разница в том, что перед надеванием камиса груди покойной закрываются хиркой. Надевается камис, и волосы опускаются на него. Лицо покрывается плат­ком – химором, подложенным под голову. Различие только в этом.

Погребальные носилки (тобут)
В большинстве мест тобут обычно имеется при мечети и на кладбище и представляет собой носилки с раздвижной крышкой. На носилки стелят одеяло, на которое кладут покойного. Крышка тобута закрывается и по­крывается материей. По некоторым обычаям сверху кладется одежда по­койного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят, — мужчину или женщину.

Погребальная молитва (джаназа)
Особое значение придается погребальной молитве.
Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается в на­правлении Киблы. Ближе всех к тобуту стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся.
Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совер­шаются Рукны (коленопреклонения) и Сажда (падение ниц). Погребальная молитва состоит из четырех такбиров (Аллаху-Акбар), приветствия (вправо и влево) и обращения к Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости к покойному.
Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед молитвой имам обра­щается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни (или, наоборот, остался ли ему кто-то должен или был в споре с ним) и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными.
Если умер ребенок или новорожденный, имевший жизненные признаки, то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежела­тельна. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.

Похороны
Умерших масульман не кремируют. Кремация по мусульманской похо­ронной традиции сравнивается со страшной карой – «горением в аду».
Правила захоронения по Шариату следующие.
Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего. Рекомендуется хоронить умершего на ближай­шем кладбище. Мусульман не принято хоронить в гробу. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Киблы. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван. В могилу бросают горсть земли, говоря на арабском языке айят из Корана (2:156), который в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему». Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву; айят из Корана (20:57), который в переводе означает: «Из Него мы сотворили вас и в Него возвращаем вас, из Него изведем вас в другой раз».
Особенностью мусульманских кладбищ является то, что все могилы и надгробные памятники обращены в сторону Мекки, хоронить мусульма­нина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещено.

Рецитации Корана во время похорон
С погребальным обрядом связаны Рецитации Корана – чтение айятов из Корана. Согласно завету Пророка, читается сура «Аль-Мулк», которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаху Всевышнему, чтобы Тот сжалился над покойным. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем гово­рится только хорошее. Необходимы молитвы, просьбы к Богу, так как, со­гласно преданиям, в первый же день (ночь) в могиле появляются Ангелы Мункар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед «подземным судом».
Плач по умершему ислам не запрещает, но оплакивания заменяет за­упокойной молитвой. Однако строго запрещается оплакивать громко. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату, если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать.
Ислам строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя, вопреки запретам Ислама, во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно тро­гательными голосами.
По Шариату, траур – первые три дня.

Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. (Священный Коран, 2:274)