Положение и права ребенка в исламе

I. ПОЛОЖЕНИЕ И ПРАВА РЕБЁНКА В ИСЛАМЕ

Когда-то поэт сказал: “Поистине, дети наши среди нас – это наши сердца, которые ходят по земле: если подует ветер на кого-нибудь из них, то глаза мои спать не будут”.

Если ООН начала проявлять заботу о детях и приняла специальный документ, в соответствии с которым в ноябре каждого года празднуется международный День ребёнка, посвящённый Декларации прав ребёнка, которая была провозглашена этой международной организацией, то ислам уделяет внимание вопросам детства уже более тысячи четырёхсот лет, обеспечив своими благородными принципами постоянную заботу о детях и не ограничиваясь гарантиями прав ребёнка после его появления на свет, но гарантируя ему его права ещё до того, как он рождается.

В исламе детство – особый мир, полный радости, красоты, мечтаний, счастья и любви. Слова Корана о детях преисполнены любви и благородства, а Аллах Всевышний клянётся детством:

“Клянусь этим городом, ведь ты  обитаешь в этом городе, и (клянусь) родителем и тем, что он породил!”

Весть о появлении детей является радостным известием.

В Коране сказано:

“О Закарийа! Поистине, Мы сообщаем тебе радостную весть о мальчике по имени Йахйа: не создавали Мы прежде никого с таким именем?”

И дети приносят большую радость, а в Коране сказано:

“Господь наш, даруй нам усладу очей в наших жёнах и нашем потомстве…”

И, наконец, Коран называет детей украшением земной жизни:

“Богатство и сыновья – украшение этой жизни…”

Что же касается посланника Аллаха , то он рисует нам мир детства, который напоминает собой рай, говоря: «Дети – это райские бабочки».

1. Любовь посланника, к детям

Любовь к детям наполняла собой светлое сердце посланника Аллаха. Так, например, однажды он поднялся на минбар, чтобы обратиться с проповедью к людям, но увидев, как аль-Хасан и аль-Хусейн ходят и спотыкаются, он прервал свою проповедь, спустился вниз, подошёл к детям, взял их на руки, потом снова поднялся на минбар и сказал:

«Правду сказал Аллах: “О люди, ваши богатства и ваши дети – не что иное как искушение”. Я увидел, как эти двое (ходят и) спотыкаются в своих рубахах, и тогда я сразу же перестал говорить и взял их на руки! »  

Сообщается, что однажды, когда пророк, молился, к нему подошли аль-Хасан и аль-Хусейн, которые забрались к нему на спину в то время, когда он совершал земной поклон, после чего пророк, долго не разгибался, не желая торопить их спуститься вниз, и это продолжалось до тех пор, пока они сами не слезли с его спины, а после того, как он произнёс слова таслима, его сподвижники сказали ему: «Ты очень долго совершал земной поклон, о посланник Аллаха!» В ответ им он сказал:

«Мой сын оседлал меня, и я не хотел торопить его». И сообщается, что посланник Аллаха, завершал молитву быстрее, услышав (позади себя) плач ребёнка, и он говорил:

«Поистине, приступая к молитве, я хочу проводить её долго, но, когда слышу плач ребёнка, сокращаю её, ибо не желаю доставлять затруднения его матери».

Сообщается, что однажды аль-Акра’ бин Хабис зашёл к посланнику Аллаха, в то время, когда он целовал своих внуков аль-Хасана и аль-Хусейна, и сказал ему: «Так ты целуешь детей твоей дочери? Клянусь Аллахом, у меня есть десять сыновей, но я ни разу не поцеловал никого из них!». На что посланник Аллаха, сказал ему:

«Что же я могу сделать, если Аллах лишил твоё сердце милосердия?»

2. Внимание, проявляемое исламом к ребёнку ещё до его рождения

Ислам проявляет заботу о ребёнке не только после его появления на свет, но и до того, как он сформируется или даже будет зачат. Так, например, ислам велит мужчине, желающему жениться, выбирать себе религиозную жену, так как пророк, говорит: «…ищи же ту, которая придерживается заповедей религии, иначе ты потеряешь всё!» И он направляет мужчину, чтобы для него красота, происхождение или богатство женщины не являлись решающим фактором. Помимо всего этого она должна быть религиозной и происходить из достойной семьи, так как её дети обязательно воспримут её нравственные качества и будут вести себя так же, как и она. С другой стороны, посланник Аллаха, велит опекунам той девушки, к которой кто-нибудь сватается, искать жениха, отличющегося религиозностью и достойными нравственными качествами, чтобы он должным образом заботился о собственной семье, соблюдая права своей жены и детей. Пророк, говорит:«Если придёт к вам тот, религией и нравом которого вы останетесь довольны, то отдавайте девушку за него замуж, а если вы этого не сделаете, это приведёт к искушению и великому распространению пороков».

Исходя из этого, халиф Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, дал на вопрос одного из своих сыновей, который спросил его: «Чего сын вправе ожидать от своего отца?», – такой ответ: «Чтобы он выбрал для него мать, дал ему хорошее имя и научил его Корану».

Но если ребёнок наследует какие-то особенности своих родителей, а также своих родственников, то ислам обязательно должен регулировать связи между ними, чтобы обеспечить ребёнку уважение в обществе и сохранить его нравственную и генетическую чистоту, что позволит ему присоединиться к людям и обществу незапятнанным.

3. Семья в исламе

Всё вышеизложенное показывает, что ислам проявляет заботу о ребёнке не только со дня его появления на свет, но думает и заботится и о тех, кто ещё не родился, планируя будущее детей, когда о них ещё только мечтают. Стоит будущему отцу только подумать о браке, а ислам уже намечает для него вехи его пути. Устройство семьи в исламе удивительно, ей придаётся большое значение и отводится высокое место. Вот почему ислам обязательно должен корректировать первый шаг в устройстве семьи. Заключение брака является первым шагом в построении семьи, и внимание ислама к этому шагу обеспечивает стабильную, приятную и счастливую жизнь людей впоследствии.

4. Любовь родителей

Ребёнок является плодом любви отца и матери, а материнские и отцовские чувства являются благородными чувствами, в которые Аллах вложил милосердие и любовь и по милости Своей сделал их прочными и неизменными. Крепкая связь между родителями и детьми является одной из самых прочных и неприкосновенных связей в жизни человека, и эту связь установил Сам Аллах для того, чтобы она не прерывалась, оставалась прочной и поддерживала существование всего человечества, укрепляя собой отношения между людьми. Любовь родителей к их детям столь очевидна, что говорить об этом нет никакой необходимости. Она является одним из знамений Аллаха и Его величайшим благодеянием по отношению ко всему человечеству в целом.

Ислам рассматривает семью прежде всего как первичную ячейку общества, а семья состоит из родителей и детей. В сердцах родителей скрыта такая любовь к их детям, которую ни постичь, ни измерить невозможно, так как, поистине, она представляет собой частицу милости Аллаха. Сообщается, что однажды посланник Аллаха, спросил своих сподвижников, указав на одну женщину: «Считаете ли вы, что эта мать способна бросить своего ребёнка в огонь?» Они сказали: «Нет». Тогда он сказал: «Аллах же, поистине, проявляет по отношению к рабам Своим больше милосердия, чем эта женщина к своему ребёнку!»Любовь родителей к детям является врождённым свойством, которое человек не может отбросить и которому не может помешать проявляться, и в силу всех вышеупомянутых причин Аллах даёт человеку наставления относительно его родителей, но не даёт родителям таких же наставлений относительно их детей. Аллах Всевышний сказал:

“И Мы дали человеку заповедь (относительно) его родителей. Мать носила его, теряя силы, а отнимают его от груди в два года. Благодари же Меня и родителей своих: ко Мне (предстоит) вернуться”

Аллах Всевышний также сказал:

«И Мы заповедали человеку оказывать родителям его благодеяния. Мать носила его в муках и родила его в муках, а (от) зачатия его до отлучения от груди (проходит) тридцать месяцев. Когда же он достигает полной зрелости и доживает до сорока лет, он говорит: “Господь мой, внуши мне (чувство) благодарности за милость Твою, оказанную Тобой мне и моим родителям, и (внуши мне), чтобы совершал я праведные дела, которыми Ты останешься доволен, и сделай праведным моё потомство! Поистине, я приношу Тебе покаяние и, поистине, я – (один) из предавшихся (Аллаху)!”»  

Аллах вложил в само естество человека любовь и милосердие по отношению к детям, посадив в его сердце ростки возвышенных чувств, чем и объясняется тот факт, что все указания и наставления предназначаются для детей, направляя их к тому, чтобы они хорошо относились к своим родителям. Цель этих наставлений состоит в том, чтобы пробуждать в детях гуманные чувства, и эти наставления, побуждающие к добру, опираются на чувства близости и любви к тем, кто стал причиной его появления на свет.

5. Ислам и равенство между детьми. Отношение ислама к женщинам

Поскольку в Коране дети названы усладой глаз, установления ислама должны подтверждать эту человеческую черту, а равенство между детьми даже в том, что касается поцелуев, подчёркивается в исламе и подтверждается его высокими наставлениями.

Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир, да будет доволен им Аллах ими обоими, сказал:

“(Однажды) мой отец сделал мне подарок, но ‘Амра бинт Раваха  сказала: «Я не соглашусь (с этим), пока ты не попросишь посланника Аллаха, засвидетельствовать (дарение)». Тогда (мой отец) пришёл к посланнику Аллаха, и сказал: «Я сделал подарок моему сыну от ‘Амры бинт Раваха, но она сказала мне, чтобы я призвал в свидетели тебя, о посланник Аллаха!» (Пророк) спросил: «А сделал ли ты такие же подарки и всем остальным своим детям?» (Мой отец) сказал: «Нет»». (Тогда пророк) сказал: «Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы ко (всем) вашим детям!»  после чего (мой отец) вернулся обратно и забрал свой подарок.

Проявление симпатий только по отношению к одному ребёнку или только к мальчикам в отличие от девочек противоречит точке зрения ислама, его правильным принципам и логике равенства, на которой основываются все его наставления. Ислам не делает никаких различий ни между мальчиками и девочками, ни между сыновьями и дочерьми, поскольку все они равны между собой и отличаются друг от друга только по степени уважения, которое юноша или девушка может заслужить среди людей, а Аллах Всевышний сказал:

“И ответил им Господь их: Поистине, не упущу Я ни одного дела того, кто его совершает, будь то мужчина или женщина, ведь одни из вас от других”

Отклонение от прямого пути представляет собой отход от логики равенства, истины и справедливости, и поэтому, как уже отмечалось раньше, мы видим, что ислам велит одинаково относиться к детям, чтобы не причинить кому-нибудь из них боль и не задеть чувства других и чтобы они не затаили зла, в результате чего на смену любви придёт ненависть, а место согласия займут раздоры, и всё это приведёт к сложностям, отклонениям, психологическим проблемам и губительной изоляции, которая травмирует и убивает чувства.

И посланник Аллаха, идет еще дальше, чтобы внушить сердцам отцов такую любовь к дочерям, которая уравновесила бы собой сопротивление природной склонности, в силу которой отцы любят сыновей больше. Сообщается, что однажды посланник Аллаха, сказал:«Рай (станет наградой) тому, кто содержал трех дочерей, воспитывал их, выдал их замуж и хорошо обращался с ними».

II. ОХРАНА ЖИЗНИ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

«Достаточно будет греха человеку, если погубит он тех, кого должен кормить».(Хадис)

Ислам сформулировал целый ряд общих принципов, которые мы приведём ниже в качестве примера, чтобы показать, что он велит охранять жизнь ребёнка, а проявление нерадения в этом отношении рассматривается как большой грех. К числу этих общих принципов относится то, о чём говорится в Коране:”…и не убивайте самих себя”.

Аллах Всевышний также сказал:

“…и не убивайте душу, которую Аллах объявил неприкосновенной, иначе как по праву…”

Аллах Всевышний также сказал:

“…если кто-нибудь убьёт человека не за (убийство) человека и не за распространение зла на земле, (это будет равнозначно тому,) как если бы он убил всех людей, а тот, кто оживит его, как будто оживил всех людей”

Аллах Всевышний также сказал:

“…чтобы вы … не убивали своих детей…”

Аллах Всевышний также сказал:

“Убытки понесли те, кто убивал своих детей…”

Аллах Всевышний также сказал:

“Аллах хочет облегчить ваше (бремя, ведь) был человек создан слабым”

Аллах Всевышний также сказал:

“Пусть устрашатся (те опекуны), которым (тоже, возможно, придется оставить после себя слабое потомство, и побоятся за них…”

Аллах Всевышний также сказал:

“О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня…”

Аллах Всевышний также сказал:

“…и не ввергайте себя в погибель собственноручно…”

К числу этих принципов относятся также и слова пророка, который сказал:  «Достаточно будет греха человеку, если погубит он тех, кого должен кормить»

1. Охрана жизни ребёнка

Ислам рассматривает человека как наместника Аллаха на земле. Аллах Всевышний сказал:

“И вот сказал Господь твой ангелам: «Я назначу на земле наместника».”  

Шариат запрещает все то, что вредит положению человека как наместника Аллаха на земле или причиняет ему зло или ослабляет его, чтобы человек и впредь мог сохранять своё положение и свою силу в этом качестве. Как Своего наместника Аллах наделил человека целым рядом врожденных свойств и инстинктов, которые защищают его непосредственно или готовят его к тому, чтобы он мог защитить себя сам. И Аллах приготовил для человека пути познания и отдал ему большое предпочтение перед многими другими Своими творениями. Что же касается врождённых свойств, которыми человек наделён для того, чтобы противостоять угрожающим ему обстоятельствам, то к числу их относится инстинкт самосохранения и сохранения себе подобных.

Забота ислама о сохранении жизни и здоровья ребёнка является заботой о сохранении физических и моральных сил мусульман, для чего требуются такие тела, в которых течёт здоровая кровь, а обладатели этих тел должны быть молоды душой и активны. Своё влияние на человека оказывает не только здравое мышление, но и здоровое тело, более того, оно оказывает своё влияние на формирование оптимистического отношения к людям и к жизни в целом, В целях обеспечения этого ислам предлагает множество средств защиты, вменяя в обязанность людям придерживаться определённых правил, а также намечая для мусульманина контуры той размеренной жизни, которую он должен вести.

После ислама здоровье является наилучшим благодеянием, которое оказывает человеку Аллах, поскольку лишь обладая здоровьем, он может совершать благие дела и выполнять свои обязанности по отношению к его Господу, и нет благодеяний, которые могли бы с этим сравниться. Ат-Тирмизи приводит хадис, в котором со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, сказал:

«В День воскресения первым из благодеяний, за которые спросится с человека, (будет здоровье,) и ему будет сказано: “Разве не сделал Я здоровым твоё тело?”»

2. Защита от опасностей мира иного

Предполагается, что в силу самой своей природы и определённых врождённых свойств человек будет удаляться от всего того, что может ему повредить, так как Аллах наделил его тем, что защищает его как от угрожающих ему опасностей, так и от всего, что может ввергнуть его в эти опасности. Несмотря на это, ислам усиливает эти врождённые инстинкты в душе человека, постоянно защищая его, побуждая его к осмотрительности и стремясь к тому, чтобы он сам держался подальше от всего того, что может привести его к гибели.

Вот почему мы видим, что ислам проявляет большое внимание к осмотрительности, под которой в данном случае понимается осмотрительность в том, что касается мира вечного, так как это имеет отношение к мукам огня и ужасам Дня воскресения. При этом веление может касаться необходимости остерегаться адского пламени, но этому сопутствует веление беречь семью.

Аллах Всевышний сказал:

“О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня, топливом для которого (послужат) люди и камни…”   

Уберечься же от этого огня можно только с помощью повиновения Аллаху и боязни ослушаться Его.

Осмотрительность, касающаяся мира вечного, подразумевает воздержание от всего запретного в еде, питье, одежде, а также и во всём прочем. Аллах Всевышний сказал:

“О,посланники! Вкушайте благое и совершайте праведные дела. Поистине, Я знаю о том, что вы делаете!”

3. Защита от опасностей этой жизни

Осмотрительность в этом отношении подразумевает собой профилактику болезней, защиту от инфекции, а также осмотрительность во всех тех делах человека, которым он не уделяет должного внимания. Аллах Всевышний сказал:

“…и не ввергайте себя в погибель собственноручно…”  

Таким образом, этот аят запрещает человеку по своей воле и по своему выбору отправляться туда, где он может погибнуть. Разуму это кажется невозможным, но на самом деле вероятность подобного существует, и приводит к этому пренебрежение мерами предосторожности.

Под гибелью здесь подразумеваются все её виды, а не только гибель от жажды и голода или любая иная ситуация, когда человек делает себя лёгкой добычей смерти в той или иной форме независимо от совершённого им греха. Более того, гибель может стать следствием малейшего проявления невнимательности, когда человек приводит себя к гибели по своей воле, например, в тех случаях, когда он подвергает себя риску заразиться какой-нибудь опасной болезнью и не предохраняется от таких болезней или не оценивает реальное положение вещей в случае опасности. Все это имеется в виду, когда говорят, что человек сам себя губит.

Ислам направляет людей к осторожности и поиску того, что может стать лекарством от каждой болезни, а посланник Аллаха, сказал:  «Какую бы болезнь ни ниспослал Аллах, Он обязательно ниспосылает и средство её исцеления»

4. Ответственность родителей

Ответственность родителей за охрану жизни и обеспечение развития является тем, что доверено родителям и за что с них спросится, и это понятно, так как возложить все эти обязанности на самого ребёнка невозможно в силу его неспособности справиться с этой задачей самостоятельно. Ислам возлагает на родителей обязанность проявления заботы, так как пророк , сказал:

«Каждый из вас является пастырем и каждый из вас несёт ответственность за свою паству. Правитель является пастырем (для своих подданных) и несёт ответственность за свою паству, мужчина является пастырем для своей семьи и несёт ответственность за свою паству, и женщина является пастырем для имущества своего мужа и его детей и несёт ответственность за свою паству, и слуга является пастырем для имущества своего хозяина и несёт ответственность за свою паству…»

В первые годы своей жизни ребёнок не осознаёт реальной опасности, а поэтому родители обязаны оберегать своего маленького ребёнка или своих маленьких детей от болезней и опасностей, которые угрожают его жизни и его развитию.

Исходя из общей ответственности супругов, оба они должны заниматься всеми делами своего ребёнка, заботиться о нём, обеспечивать его подходящим для него питанием и оберегать его от любых болезней, которые могут причинить ему вред.

К числу опасностей, которым могут подвергаться дети, относятся такие болезни, как детский паралич, корь, дифтерия, туберкулёз и прочие губительные для детей недуги, а также сильный понос, приводящий к обезвоживанию организма. Все эти болезни могут оказаться губительными для жизни детей или принести им боль и привести к отчаянию, что заставит страдать и отчаиваться сердца их родителей, так как в результате этого они могут быть поражены губительной болезнью, или будут умирать медленной смертью, или могут стать инвалидами.

Ислам предостерегает нас от проявления невнимания по отношению к лечению наших детей и защите их от этих или иных губительных болезней. Ислам побуждает верующего быть сильным, так как пророк, сказал:

«Сильный верующий лучше пред Аллахом и более любим Им, чем верующий слабый, хотя в каждом (из них) есть благо…»

Но если родительские чувства, милосердие и нежность по отношению к детям, присущи родителям изначально, то они не нуждаются в наставлениях.

Однако ислам, проявляющий большое внимание к этой защите, предостерегает от проявления пренебрежения к ней, желая, чтобы семья и общество наслаждались счастьем, а новое поколение росло способным к выполнению своих обязанностей, а не несчастным, отчаявшимся и нуждающимся в помощи других, ведь Аллах Всевышний, слава Ему, сказал:

“О те, кто уверовал! Защитите себя и свои семьи от огня, топливом для которого (послужат) люди и камни…”   

И что может быть более жестоким, чем подталкивание человеком тех, кто для него дороже всего, к гибели, когда они становятся для смерти лёгкой добычей, а Аллах Всевышний сказал:

“…и не ввергайте себя в погибель собственноручно…”   

Но столь же важным, как и защита самого себя от гибели, является защита от гибели и огня своей семьи, которая в этой жизни еще более необходима, чем в мире вечном, ведь мир этот является пашней мира вечного. В этом плане защита не сводится лишь к тому, что не только удерживает от ослушания и всевозможных грехов, но и защищает людей от них. Ислам исходит из того, что необходимо поддерживать равновесие между потребностями души, духа и тела, и к этому имеет отношение защита от болезней.

Грех человека, который погубит тех, кто находился на его попечении, вопросы, которые в День воскресения будут задавать тому, кто должен был заботиться о других, лишение рая того, кто не обращает внимания на необходимость заботы о находящихся у него на попечении, запрет подвергать то, что является для нас самым дорогим, возможности гибели, веление обеспечивать их безопасность, оберегать от опасностей и болезней и беречь их жизни – все это обязывает нас делать им прививки, чтобы их не поразили такие болезни, которые смогут погубить или искалечить детей, и стараться обеспечить их здоровье и защиту от вышеупомянутых болезней, ведь государство делает прививки бесплатно, а родителям остается только защищать своих детей от этих опасностей, но даже если бы это стоило денег, надо помнить, что пророк , сказал:

«Потратив динар на пути Аллаха, и динар на рабов, и динар на подаяние неимущему, и динар на свою семью, наибольшую награду (получишь ты за тот динар,) который потратишь на свою семью».

5. Защита в милосердии и милосердие в защите

Посланник Аллаха, устанавливает для нас закон, в соответствии с которым мы должны проявлять милосердие и нежность по отношению к нашим детям. В “Аль-адаб аль-муфрад” аль-Бухари есть глава под названием “Милосердие по отношению к ребёнку”. В этой главе сообщается, что посланник Аллаха , сказал:

«Не относится к нам тот, кто не жалеет малого из нас и не соблюдает прав старого». И посланник Аллаха, также сказал: «Проявляйте милосердие, тогда и вас помилуют».

Видишь ли ты, как пророк , утверждает, что человек, не испытывающий жалости к ребёнку, не относится к тем, кто исповедует ислам должным образом, как не имеет он отношения к Мухаммаду, и его призыву, а кто как не родители должны прежде всего проявлять жалость к своим детям?

Если посланник Аллаха, вменяет проявление милосердия по отношению к детям в обязанность всем, то тем более подобает испытывать это чувство родителям по отношению к своему ребёнку, а свидетельством их милосердия по отношению к нему является то, что они защищают и оберегают его от всевозможных болезней. Милосердие родителей по отношению к ребёнку вернётся к ним, когда сами они состарятся, так как любовь переходит по наследству.

Пророк, расширяет сферу таких понятий как защита и милосердие, указывая, что милосердие имеет отношение к защите, а защита – к милосердию, однако по своему смыслу и человечности милосердие является наболее подобающим и приемлемым. Посланник Аллаха, расширяет смысл таких понятий, как милосердие, а в хадисе, передаваемом со слов Умара, да будет доволен им Аллах, сообщается, что пророк, сказал:

«Не помилуют того, кто сам не проявляет милосердия, не простится тому, кто сам не прощает».

В этом хадисе пророк, формулирует принцип милосердия, утверждая среди прочего, что Аллах не защитит того, кто сам не будет стараться уберечься от болезней и недугов. Этот принцип является установленным, но пророк, облекает его в логическую форму и придает ему вид пророческого проклятия, направленного против тех, кто не принимает мер предосторожности сам и не бережет других от всего вредоносного или от того, что может привести к болезни.

В этом выражается желание посланника, распространять атмосферу милосердия и побуждать людей к лечению и профилактике болезней.

Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. (Священный Коран, 2:274)