Воспитание подрастающего поколения в исламе

 

«Да не воспитает Аллах того, кого не воспитал шариат»

(Умар бин аль-Хаттаб, второй праведный халиф (634—644))

1. Взгляд ислама на воспитание подрастающего поколения

Дети являются ростками жизни, плодами надежды и радостью для людей.

Вот почему ислам обращает такое внимание на воспитание детей, стремясь к тому, чтобы они принесли обществу счастье и возвысили его. Мы уже видели, что во многих благородных аятах говорится о детях, и эти аяты направлены на охрану жизни ребёнка. Они призывают к проявлению о нём заботы, намечают для него вехи его пути и ведут его к тому, чтобы он улучшал жизнь. Ислам регурует жизнь отдельного человека, семьи и общества в целом, не забывая о том, что всё это тесно взаимосвязано друг с другом, и любое воздействие на одно обязательно отражается на другом. Высокие наставления ислама координируют шаги и разъясняют методы взаимодействия между отдельным человеком, семьёй и обществом для того, чтобы всё это приводило к прогрессу в целом. В основе этого лежит милосердие, а достигается поставленная цель через взаимное сочувствие, любовь и веру. Таким образом, в этом отношение ислам опередил все прочие попытки исправления личности, семьи и общества в том смысле, что он сочетает между собой все шаги в этом направлении и уравновешивает их.

Ислам начинает с подготовки отдельного человека, рассматривая его в качестве одной из первичных ячеек, из которых складывается семья, общество и народ. Отдельный человек является основополагающим элементом, и из таких элементов складывается большое здание развивающегося и гуманного общества. Каждый человек сначала является ребёнком, и ты можешь сформировать его систему ценностей и понятий, как тебе будет угодно, привив ему гуманные принципы и достойные нравственные качества. Если его формирование отличается вышеупомянутой упорядоченностью и соответствует правильным образцам, то и семья, являющаяся обществом в миниатюре в полном составе, живёт и развивается правильно, в результате чего общество и народ, состоящие из семей и отдельных людей, которые взаимодействуют между собой, становятся сильными и опираются на надежные основы.

Несмотря на то, что в результате глубоких исследований психология получила возможность направлять поведение человека, а ученые написали множество трудов, посвящённых проблемам различных периодов детства и способам воспитания, ислам опередил их во всех областях науки о формировании и развитии человека в течение всей его жизни.

2. Ребенок как объект воздействия врожденных свойств и приобретаемого человеком извне и ответственность родителей

Прежде чем разъяснять, какое отношение установления ислама имеют к воспитанию подрастающего поколения, мы попробуем просто сказать следующее: есть люди, считающие, что ребёнок является добрым по самой своей природе. Имеется в виду, что в нём от рождения заложено доброе человеческое начало, которое всегда будет присуще ему и которое он может утратить в силу определённого воздействия на его свойства и его природу. Есть и такие, которые считают, что ребёнок приходит в этот мир лишённым каких бы то ни было качеств и врождённых свойств, а потом постепенно приобретает эти качества; под влиянием своего окружения и под воздействием родственников и общества в нем могут постепенно формироваться характерные для этого общества черты и реакции, что продолжается до тех пор, пока они не станут его характерными особенностями. Независимо от того, кто из них прав, в обоих случаях вполне можно допустить, что общество, в котором, живет ребенок, оказывает большое воздействие на его характер, нравственные качества и привычки. Но прежде всего ребёнок испытывает влияние родителей, с которых во всём берёт пример, и поэтому родителям следует показывать своим детям только хороший пример в словах и делах.

Таким образом, мы можем определенно заявить, что прежде всего врождённые свойства, а потом окружающая среда оказывают наибольшее влияние на формирование ребёнка, благодаря которому он может принести пользу своей родине и своему обществу. Вот почему мы указали на то, что система воспитания ислама применяется не только с первого дня жизни ребёнка. Ислам проявляет о нём заботу ещё до его рождения, а именно   с того момента, когда у человека возникает мысль о создании семьи.

Ислам обращается к родителям со своими высокими наставлениями, веля им уделять своим детям как можно больше внимания, что подразумевает следующее:

ЛЮБОВЬ – это духовная связь, объединяющая в благом всех людей, но особенно ближайших родственников, а кто может быть ближе ребёнка, который является для человека самым дорогим;

МИЛОСЕРДИЕ – сильное человеческое чувство, объединяющее между собой людей и побуждающее их к благу и человечности;

ВЫПОЛНЕНИЕ ОБЕЩАНИЯ, данного родителем ребёнку, что является выражением подлинных высоких чувств, а также нравственной обязанностью, выполнения которой требует религиозные установления, однако особенно необходимо это, когда дело касается ребенка, ведь это поможет ему на всю жизнь усвоить хороший урок и вызовет чувство уважения к родителям.

3. Пример учителя и воспитание ребёнка

Давая наказ воспитателю своего сына, Утба бин Абу Суфйан сказал: «Пусть воспитание моего сына тобой будет самовоспитанием, ибо они на всё смотрят твоими глазами, одобряя то, что одобряешь ты, и считая отвратительным то, что считаешь отвратительным ты».

Ибн Халдун сообщает, что Харун ар-Рашид сказал учителю своего сына аль-Амина: «О Ахмар, поистине, повелитель правоверных вручил тебе свою собственную душу и плод своего сердца и дал тебе над ним полную власть, и он обязан повиноваться тебе; так будь же для него тем, кем сделал тебя повелитель правоверных: заставляй его читать Коран, познакомь его с летописями, читай ему стихи, обучай его сунне, позволяй ему смеяться лишь тогда, когда это будет уместно, не пропускай и часа, чтобы не дать ему что-нибудь полезное, но не убивай его разум, огорчая его, но в то же время не будь к нему настолько снисходительным, чтобы он наслаждался бездельем и привыкал к нему, и исправляй его, по возможности, с помощью близости и мягкого обращения».

Такие авторитеты в области исламского воспитания, как аль-Газали, Ибн Халдун и Ибн Мискавейх, указывали на важность воспитания ребёнка, так как в детстве формируются его нравственные качества, чувства и разум. Они говорили об этом очень много и среди прочего приводили слова пророка, который сказал: «Каждый ребёнок рождается в своём естественном состоянии …», Коран же обращает внимание на то, что ислам является религией, соответствующей самой природе человека. Аллах Всевышний сказал:

Обрати же лик свой к религии, будучи верным (и сообразуясь с) естеством  (что дано тебе) Аллахом, Который сотворил людей так...”

Воспитание в детстве необходимо для того, чтобы приучить ребёнка к похвальным делам и помочь ему выработать достойные нравственные качества.

Воспитывая наших детей, мы готовим для жизни хороших членов общества, что и является целью исламского воспитания и ислама вообще. За это нас ждёт награда, и в этом отношении исламское воспитание опередило все другие попытки, имеющие отношение к воспитанию молодого поколения, ведь ислам связывает воспитание с наградой родителям, чтобы это послужило стимулом для хорошего воспитания детей.

4. Ислам и приучение ребёнка к самостоятельности

Давая родителям наставления относительно их детей и побуждая их следить за их воспитанием, ислам вовсе не стремится к подавлению воли ребёнка и к тому, чтобы за него думали его родители, которые стали бы регулировать его жизнь, следить за его делами и работать ради него и его будущего, тогда как ребёнок только находился бы у них на иждивении. Цель ислама состоит лишь в осуществлении родителями контроля за поведением ребёнка, чтобы он не впадал в различные отклонения и сомнения, а его личность не испытывала никаких потрясений в этом большом мире. Что касается опеки, которую велит осуществлять ислам, то она сводится к заботе о ребёнке, что следует осуществлять незаметно для него.

Возможность ребёнка высказывать своё мнение независимо от того, каким бы глупым, наивным или далёким от истины оно ни было, или учёт его мнения при рассмотрении различных вопросов, разъяснение ошибочности его мнения, высказывание правильного мнения отцом или матерью   всё это заслуживает внимания, так как способствует дальнейшему формированию ребёнка и указывает ему правильное направление.

С учётом этого мы можем достичь в воспитании детей нескольких целей:

а) приучим его высказывать своё мнение по различным вопросам и научим его замечать трудности и заниматься ими;

б) с помощью разъяснения ошибочности его мнения мы заставим его думать над формой выражения его взглядов и принимать решения;

в) выражение своего мнения взрослыми и разъяснение его правильности также заставляет его думать над тем, как следует принимать решения;

г) ребёнок привыкает к свободному и спокойному обсуждению различных трудных вопросов, в результате чего он не опускает руки, когда приходит время их решать, и ему следует разъяснять, что является правильным, а что – ошибочным;

д) благодаря этому мы готовим его к будущему и борьбе с теми трудностями, которые его ждут;

е) С помощью этого мы не даём ему превратиться в бесполезное существо, у которого нет собственного мнения, и приучаем его к тому, чтобы трудности не становились для него неожиданными и ужасными настолько, чтобы он сбился с пути, потерялся и был погублен чем-нибудь страшным.

Примером независимого воспитания, к которому стремился посланник Аллаха, и основам которого он обучил молодое поколение своих сподвижников, приучая их высказывать своё мнение, является то, что случилось с Абдуллахом бин Аббасом, да будет доволен Аллах ими обоими. Сообщается, что однажды посланник Аллаха, спросил: «Аллах уподобил верующего дереву, листья которого не опадают. Знаете ли вы, что (это за дерево)?». Все (присутствовавшие) промолчали, и тогда посланник Аллаха, сказал: «Поистине, это – пальма». Абдуллах бин Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, находился там вместе со своим отцом, а когда они отправились домой, Абдуллах сказал своему отцу: «Я знал, ответ на то, о чём спрашивал посланник Аллаха, но побоялся говорить в присутствии его сподвижников», и тогда его отец сказал: «Поистине, если бы ты ответил, это было бы для меня дороже красных верблюдов

5. Ислам и обучение ребёнка

Ислам побуждает к приобретению знания и обучению, а поиски знания являются обязанностью каждого мусульманина и мусульманки. То общество, члены которого воспитываются сознательными, знающими, следующими правильным путем и культурными людьми, является таким обществом, благодаря которому развиваются его члены и которое развивается благодаря своим членам, и поэтому исламское воспитание направлено на обретение знания, приносящего пользу отдельному человеку, счастье обществу и мир всему миру. Вот почему в качестве выкупа некоторым людям, захваченным в плен в битве при Бадре, было предложено обучить чтению и письму по десять мальчиков из числа детей мусульман.

И разве для того, чтобы понять стремление ислама к знанию, не достаточно знать о том, что первые же ниспосланные аяты священного Корана распространяли свет и милосердие и побуждали людей к размышлению? Аллах Всевышний сказал:

“Читай с именем Господа твоего, который сотворил: . сотворил человека из сгустка. Читай, ведь Господь твой – Щедрейший, . который научил (человека писать) с помощью пера, . научил человека тому, чего он не знал”

 Аллах Всевышний также сказал:

“Милостивый: (Он) научил Корану, создал человека, научил его ясной речи»  

С точки зрения ислама, обучение не должно ограничиваться ни каким-то отдельным пунктом, ни определённой книгой или сочинением, но охватывать весь круг познаний человечества, а также всё то, что способны постигать чувства и разум. Прекрасен наказ, который дал Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказавший: «Учите ваших детей плавать и стрелять из лука и велите им, чтобы они вскакивали на лошадь одним прыжком». В те времена арабы всю жизнь упражнялись в стрельбе из лука и верховой езде, а если бы Умар, да будет доволен им Аллах, дожил до наших дней, то в дополнение к этому он, несомненно, сказал бы ещё многое.

Таковы мудрые установления ислама, направляющие нас ко всему тому, что приведёт нас и наших детей к успеху. Сколь мудры эти нравственные установления и как возвышенны их цели, особенно в том, что касается наших детей, являющихся для нас самым дорогим в жизни. Всё это и позволяет ощутить полноту и благо жизни, к которым мы стремимся. Праведный сын является продолжением жизни своего отца, одним из плодов своего общества и надеждой своего народа. И прав был Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Да не воспитает Аллах того, кого не воспитал шариат». Да поможет нам Аллах воспитывать самое дорогое, что у нас есть и да наделит Он нас силами делать это благодаря свету Аллаха и Его наставлениям!

Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. (Священный Коран, 2:274)