Всероссийская научно-практическая конференция на тему «Институт национально-культурной автономии в общественной жизни России на рубеже ХХ – ХХI вв»

В центре внимания – институт национально-культурной автономии

 img_099325 марта 2008 года городская общественная организация «Татарская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга» инициировала всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием на тему «Институт национально-культурной автономии в общественной жизни России на рубеже ХХ – ХХI вв.». Конференция прошла в Музее истории религии в рамках мероприятий, посвящённых 10-летию Татарской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга, совместно с Федеральной национально-культурной автономией татар и РОО «Дом национальных культур» при участии и поддержке Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга.

Конференция посвящена проблемам функционирования и значению института НКА в многонациональном сообществе народов России.

Татарская национально-культурная автономия Санкт-Петербурга, возникнув 28 июня 1997 года, является первой автономией в Санкт-Петербурге и, аккумулировав опыт своей десятилетней работы по строительству национальной культуры за пределами этнической родины, посчитала необходимым обратить внимание общественности и властных структур г. Санкт-Петербурга и Республики Татарстан на высокую значимость института национально-культурной автономии для развития гражданского общества в России и декларативность основных положений «Закона о национально-культурной автономии», учредившего данный институт.

 В конференции приняли участие Управление по связям с национально-культурными объединениями
Санкт-Петербурга и соотечественниками за рубежом Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга, Федеральная национально-культурная автономия татар, международный союз общественных объединений «Всемирный конгресс татар», Постоянное представительство Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, специалисты Управления Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого, Российского Этнографического музея, Санкт-Петербургского государственного университета, АНО «Центр независимых социологических исследований» и др.

Кроме того, к работе конференции были привлечены городские национально-культурные автономии Санкт-Петербурга и региональные национально-культурные автономии татар г. Москвы, Архангельской, Костромской, Московской областей и Республики Коми, межрегиональные татарские автономии г.Кирова и г.Ярославля. В работе конференции были представлены также российские регионы расселения татар без национально-культурных автономий: г.Калининград – общественная организация татарско-тюркоязычного населения «Туган тамырлар» и Тюменская область – региональная татарская общественная организация «Наследие».

В целях сравнительно-исторического анализа русскоязычного поля татарской культуры конференция подняла также проблему аналога форм сохранения татарской культуры в государствах постсоветского пространства, где институт национально-культурной автономии отсутствует. Освещение этой проблемы было предпринято на основе опыта работы Крымской республиканской ассоциации татар Поволжья «Идель» и Восточно-Казахстанского общественного центра г.Семея Республики Казахстан.

Заместитель председателя Комитета по внешним связям Сергей Марков отметил, что институт НКА помогает органам государственной власти реализовывать национальную политику. Подход Комитета к национально-культурным автономиям города продиктован политикой государства, основанной на постоянном диалоге с учётом взаимных интересов.

Начальник Управления по связям с национально-культурными объединениями и соотечественниками за рубежом Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Борис Коптин пояснил, что в соответствии с законом 2004 года все национально-культурные объединения в отношениях с органами власти равны независимо от формы общественного объединения, но поскольку именно национально-культурные автономии взяли на себя объединительные функции, то Комитет старается работать только через автономии, не вмешиваясь во внутренние дела автономий.

Председатель Совета Федеральной национально-культурной автономии татар, депутат Госдумы РФ Ильдар Гильмутдинов отметил необходимость корректировки концепции национально-государственной политики на основе разработанной Министерством регионального развития новой концепции и концепции федеральной целевой программы «Сохранение нематериального культурного наследия народов Российской Федерации на 2009-2013 годы». Закон о поправках в Закон о национально-культурной автономии носит рамочный характер, т.к. все его изменения должны производиться одновременно с внесением изменений в базовые законы.

Ильдар Гильмутдинов считает недостаточным 25 региональных автономий татар в России. Он отметил, что в ряде регионов ведётся объединительная работа на базе института НКА. Значение института НКА для общественной жизни России он определил как инструмент органов государственной власти для решения национальных проблем.

 Сопредседатель Совета ФНКАТ, начальник отдела по работе с татарскими предпринимателями Исполкома
Всемирного конгресса татар Фарит Уразаев назвал институт НКА формой самоорганизации на основе законодательства. Он внёс два предложения по Санкт-Петербургу: проводить ежегодные Баязитовские чтения и создать культурно-деловой татарский центр. В своём докладе Фарит Уразаев рассмотрел институт НКА как одну из форм федерализации России.

Директор по культурно-методической работе Санкт-Петербургского Дома национальностей Олег Родзевич признался, что выступал против Закона о национально-культурной автономии, т.к. автономия – это отделение, а её главная задача – объединять людей и взаимодействовать с другими культурами.

Президент РОО «Дом национальных культур» профессор Т.М.Смирнова определила современное понятие НКА как право национального меньшинства работать над сохранением своей культуры. Главной проблемой института НКА в России она назвала отсутствие координационного совета по контролю за деятельностью автономий, а также уход автономий от своих основных задач в празднично-представительскую деятельность. Свой анализ института национально-культурной автономии (история, практика, тенденции) профессор Смирнова завершила выведением внутреннего противоречия, которое состоит в одновременной недооценке роли НКА как важной составной части гражданского общества и преувеличении возможностей НКА, в излишней политизации и наделении юридическим статусом представительства от всей нации.

Постоянный представитель Республики Татарстан в Санкт-Петербурге и Ленинградской области Ш.К.Ахметшин посвятил свой доклад взаимодействию Республики Татарстан с ТНКА Санкт-Петербурга.

Профессор факультета социологии Санкт-Петербургского государственного университета Н.А.Головин изложил в своём докладе результаты международного социологического исследования по вопросу культурной политики в отношении татар и тюркоязычных народов в разных странах, остановившись на роли прессы в национальной политике Республики Татарстан.

Далее конференция продолжилась по двум секциям: «Современная Татарская национально-культурная автономия России: проблемы и тенденции» и «Национально-культурные объединения как составная часть гражданского общества».

Конференция завершилась принятием резолюции участников конференции.

Мы уверены, что публичная научно-тематическая общественная дискуссия должна явиться одним из факторов формирования общественного согласия, международного сотрудничества и стабильности.

Асия Садриева

Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. (Священный Коран, 2:274)