Процедура совершения Хаджа.
Столпы хаджа (фарзы)
- Вукуфи биарафа. Стояние на горе Арафат.
- Таваф аль-ифада. Семикратный обход Каабы.
- Аль-Ихрам. Намерение.
Ихрам является условием хаджа, а вукуф и таваф его основами.
Ваджибы хаджа. Обязательных действий при совершении хаджа.
- Сай между горами Сафа и Марва.
- Сбор в Муздалифе (вукуфи джам).
- Бросание камешков.
- Сбривание или укорачивание волос на голове.
- Прощальный таваф.
Виды хаджа
- Таматту. О преимуществе такого способа совершения паломничества свидетельствуют хадисы:«Совмещайте хадж и умру, т.к. они очищают от грехов, так же как наждак очищает железо от ржавчины». (Насаи, Ибн Маджа)
- Ифрад.
- Киран.
Действия, выполняемые при вхождении в состояние ихрама
- Подстригание ногтей.
- Подстригание усов.
- Бритьё в паху и подмышками.
- Стрижка волос на голове.
- Совершение гусля при возможности, если нет, то тахарата.
- Использование благовоний.
- Облачение в рида и изар, т.е. оборачивание в два куска материи.
- Совершение намаза в два ракагата, либо очередного пятивременного.
- Произношение намерения совершить определённый вид хаджа либо умру, например, «Аллахумма, ляббейка умратан!»
- Произношение тальбии.
Тальбия
«Ляббайка, Аллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна ль-Хамда ван-Ниъмата ляка ва ль-Мульк ля шарика ляк!»
Запреты в ихраме.
- Вступать в интимные отношения и допускать действия, возбуждающие желание их.
- Сквернословие.
- Препирательство, споры.
- Охотиться.
- Надевать сшитую одежду.
- Покрывать голову и лицо.
- Умащаться благовониями и нюхать их.
- Бриться, стричься и удалять волосы с тела.
- Стричь ногти.
- Срывать траву, вредить зелёным насаждениям на территории Харама.
Действия паломника по прибытии в Мекку.
- Устроийство на место проживания.
- Совершение гусля.
- Произнося тальбию, идёт в мечеть Харам.
- Входит в мечеть через Баб ус-Салям при возможности.
- Входит с правой ноги.
- Прекращает тальбию, увидев Каабу.
- Начинает таваф с Чёрного камня.
Обряд тавафа.
- Заранее совершить тахарат.
- Встав у угла Каабы с Чёрным камнем или на уровне линии, исходящей от него, повернуться к Чёрному камню лицом и вознамериться совершить таваф из семи кругов.
- Если есть возможность, надо поцеловать Чёрный камень со словами «Бисмилляхи, Аллаху акбар». Если нет возможности, то прикоснуться правой рукой и поцеловать руку.
- Если нет возможности даже дотронуться рукой, то вытянуть правую руку в его сторону со словами«Аллаху Акбар».
- Начиная обход, произнести: «Аллахумма! Иманан бикя ва тасдикян бикитаби-ка вафаан би’ахди-ка ва т-Тиба’ан лисуннати набийика Мухаммадин, салла л-Лаху ’алейхи ва саллям (а)» (О Аллах, с верой в Тебя, признавая правдивость Твоего Писания, во исполнение данного Тебе обещания, следуя Сунне Твоего пророка Мухаммада!»)
- Во время тавафа Кааба должна находиться с левой стороны.
- Перед началом обхода в связи с прибытием надо зажать свой рида под правой подмышкой, перебросив его конец через левое плечо: При первой встрече с Каабой нужно после приветствия её провести обряд «изтыбаг», т.е. открыть от ихрама правое плечо, перемотать материю так, чтобы оба её конца перехватывали левое плечо. После этого надо делать таваф.
- Совершить семь обходов.
- Первые три круга тавафа прибытия проходить быстрыми мелкими шажками.
- В начале каждого круга поворачиваться к Чёрному камню.
- Правой рукой провести по Йеменскому углу со словами: «Бисмилляхи, Аллаху акбар».
- Проходя между Йеменским углом и Чёрным камнем, произносить: «Раббана! Атина фи д-Дунья хасанатан ва фи ль-Ахирати хасанатан ва кына азаба н-Нар».
- Обход завершить у Чёрного камня, повернувшись к нему лицом.
Действия после тавафа.
- Завершив таваф, надо прикрыть плечи так, чтобы оба конца рида свешивались на грудь.
- Совершение двухракаатного намаза у Макама Ибрагима, при невозможности — прочесть его в любом другом месте мечети. В первом ракаате за сурой Фатиха прочесть суру «аль- Кафирун», во втором — «аль-Ихлас».
- Выпить воду источника Зам-Зам, моля Всевышнего за себя, родных, за всех мусульман.
- Повернуться к Чёрному камню, если можно, то коснуться его правой рукой, поцеловать и направиться к горе Сафа.
Обряд сайи
- Взойти на гору Сафа и постоять некоторое время при возможности.
- Повернуться к Каабе всем телом и сказать три раза: «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ляху, ля-ху-ль-Мульку, ва ля-ху-ль-Хамду ва хуа ’аля кулли шайин кадир! Ля иляха илля-Ллаху вах-даху, анд- жаза ва ’да-ху, ва нас-сара ’абда-ху ва хазама-ль-ахзаба вахда-ху!» («Нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет божества, кроме одного лишь Аллаха, который выполнил Свое обещание, помог Своему рабу и один разбил племена!»)
- Поднять руки в молитве, прося у Всевышнего добра в этом мире и ахирате.
- Спуститься с Сафа и направиться к Марве.
- Отрезок пути, обозначенный зелёными столбами и светящимися лампами, проходить быстро.
- Подняться на Марву.
- Стоя лицом к Каабе, произнести те же слова, что и на Сафе.
- Спуститься и направиться к Сафе.
- Сай состоит из семи переходов.
- Закончив седьмой переход, надо постричь волосы на голове.
После этого разрешается делать то, что запрещалось в состоянии «Ихрама».
Действия в йамут-тарвия (восьмой день месяца зу ль-Хиджжа)
- Паломник повторяет действия для вхождения в состояние ихрама.
- По месту пребывания в Мекке войти в состояние ихрама для совершения хаджа со словами:«Аллахумма, ляббайка хад- жан!» Затем паломник произносит тальбию. Совершающие хадж кыран и таматтуг исполняют таваф и саги для хаджа, т.к. по прибытии совершали эти действия для умры.
- С этого момента он становится мухримом, т.е. вошедшим в состояние ихрам для совершения хаджа, и ему запрещено то, что перечислено в разделе «Запреты в ихраме».
- Часто произносит тальбия вплоть до утра праздничного дня, десятого дня зуль-хиджа, пока не начнет бросать камешки.
- Повторяя тальбия, отправляется в Мина. Лучше всего отправиться в Мина до полудня.
- В Мина паломник совершает намазы уля, икенде, ахшам, ясту. Намазы в 4 рака’ата сокращаются и совершаются в 2 рака’ата.
- На ночевку остается в Мина. Утром совершает намаз иртанге.
Действия в Йауту Арафа (девятый день месяца Зу ль-Хиджжа)
- После восхода солнца, произнося тальбия и такбир, паломник направляется в долину Арафат.
- По Сунне, в этот день паломник не постится.
- До полудня, если есть возможность, посещает мечеть Намира, чтобы присутствовать на хутбе.
- После азана и икамата на намаз аз-зухр совершает последовательно сокращенные по 2 рака’ата намазы уля и икенде.
- После этого находится в пределах долины Арафа.
- Если есть возможность, располагается так, чтобы быть на одной прямой с Каабой и горой ар-Рахма. Если нет — поворачивается лицом на Каабу.
- Находясь в долине Арафа, проявляет смирение и покорность Аллаху.
- Лучше всего много произносить тальбия, аяты из Корана, проводить время в покаянии и ду’а, просить мира и благословения Посланнику Аллаха (с.).
- Произносить свидетельства и такбиры: «Ля иляха иллял- лаху вахдаху ля шарика лях! Ляху ль-Мульку ва ляху ль-Хамд! Ва хува ’аля кули шей’ин кадир! Субханаллахи ва ль-Хамду лилляхи! Ля иляха илляллах! Аллаху акбар! Ва ля хауля ва ля куввата илля билляхи аль-’Алий аль-’Азым»
- После захода солнца паломник, покидая долину Арафа, направляется в Муздалифа.
Действия в Муздалифа.
- По прибытии паломник располагается в Муздалифа, обращая внимание, чтобы не оказаться в Вади Мухассар.
- После азана и икамата паломник совершает последовательно намаз ахшам в 3 рака’ата, сокращенный намаз ясту в 2 рака’а- та и намаз витр-ваджиб в 3 рака’ата.
- После утреннего намаза паломник, произнося тальбия, возвращается в Мина.
- Паломник собирает и берет с собой 7 камешков. Можно собрать камешки и в Мина. Лучше всего, если размер камешков будет немного больше горошины. Мыть камешки не надо.
- Престарелым, ослабленным людям, детям и тем, кто имеет веские причины, разрешено выехать в Мина после полуночи.
Действия в праздник (десятый день месяца Зу ль-Хиджжа)
- По пути в Мина паломник постоянно произносит тальбия.
- Если есть возможность, ускоряет шаг в Вади Мухассар.
- Между восходом солнца и полуднем приходит к «джамрат уль-Акаба», находящемуся недалеко от Мекки. Здесь паломник прекращает произносить тальбия.
- Последовательно, один за другим, бросает 7 камешков в столб, произнося при каждом броске:«Аллаху акбар!»
- Если камешек долетел до столба, бросок считается состоявшимся.
- После бросания камешков совершают заклание жертвенных животных.
- Принося в жертву животное, паломник произносит: «Бис- милляхи! Аллаху акбар! Аллахумма! Хаза минка ва ляк!» — и поворачивает жертвенное животное в сторону Каабы.
- Паломник ест мясо Курбана и угощает мекканских бедняков.
- После заклания Курбана паломник сбривает или подстригает волосы на голове. Лучше, если мужчина сбреет их. Женщина укорачивает все пряди волос на длину фаланги пальца. Бритье и стрижку лучше начинать справа. Таким образом паломник выходит из ихрама.
- После бритья головы паломник направляется в Мекку, совершает таваф-ифада, совершает намаз в два ракагата, пьет воду из источника Зам-зам, выполняет саги, если не делал его во второй раз после исполнения умры по прибытии. Таким образом выполнены все фарзы хаджа.
- Паломник возращается в Мину для ночевки.
Проповедь на праздник Курбан-Байрам лучше послушать в мечети Хайф
Действий в первый день «Ат-Ташрика» (одиннадцатый день месяца Зу ль-Хиджжа)
- Между полуднем и заходом солнца паломник бросает камешки в джамараты в следующей последовательности: сначала в малый, затем в средний и, наконец, в самый большой.
- В каждый джамарат бросает семь камешков, произнося при каждом броске: «Аллаху Акбар!» Камнями запасается в любом месте Мины.
- Ночует в Мине.
Действий во второй день «Ат-Ташрика» (двенадцатый день месяца зу ль-Хиджжа)
Паломник совершает действия, аналогичные тем, которые совершал в предыдущий день. Затем может до захода солнца покинуть Мину. Но лучше если останется там еще на день.
Действия в третий день «Ат-Ташрика» (тринадцатый день месяца Зу ль-Хиджжа)
Паломник совершает действия, аналогичные тем, которые совершал в два предыдущие дня. Возвращается в Мекку. Если он решил покинуть Мекку, совершает прощальный таваф.
Чтобы сохранить в душе свежесть ощущений от совершения хаджа, нельзя задерживаться в Мекке после его завершения. Об этом предупреждает нас Пророк (с.): «Мекка — не место, для того чтобы оставаться! Для тех, кто приезжает из других мест, срок по завершении хаджа, на который они могут оставаться в Мекке, (только) три дня». (Ахмад, IV, 339)