Умра — (с арабского дословно переводится визит, посещение) малое паломничество в Мекку, совершаемое во время не предназначенное для хаджа. Умра является желательным для каждого мусульманина.
«Совершайте хадж и умру друг за другом, ибо подобно работе кузнечных мехов, очищающих железо от ржавчины и грязи, это очистит паломника от греха и бедности». (Тирмизи)
Некоторые ученые придерживаются мнения, что совершение умры является обязательным действием, руководствуясь словами из Священного Корана:
(Совершайте хадж и умру ради Аллаха). ( «аль-Бакара», 2:196)
Умра состоит в том, что паломник принимает Ихрам, совершает Таваф и Сай, а затем, постригшись, выходит из ихрама.
В отличие от хаджа, умра может совершаться в любое время года. У умры есть два фарда: Ихрам и Таваф. При этом ихрам является условием умры, а таваф рукном. В свою очередь, сай и стрижка являются ее ваджибами.
Для умры нет таких ограничений во времени, которые установлены для хаджа. Она может совершаться в любое время года. Вместе с тем, согласно ханафитскому учению, совершение умры в дни ташрика (начиная с утра Арафы и вплоть до заката в четвертый день праздника) является весьма нежелательным (приближенным к хараму, тахриман-макрух). Считается, что самым лучшим временем для умры является месяц Рамадан.
Человек, желающий совершить умру, сначала должен принять ихрам, а вслед за этим — исполнить два раката ихрамного намаза. После этого он должен сосредоточиться на своем желании совершить умру и обратиться к Аллаху с мольбой о том, чтобы Он облегчил ему исполнение этой обязанности и принял его умру, а не отверг ее. Потом он должен произнести тальбию. Вслед за этим, придя в Харам аш-Шариф, он должен взмолиться Всевышнему, чтобы Он принял его таваф умры, и, сосредоточившись на намерении совершить таваф, исполнить его. Затем, выполнив тавафный намаз (2 ракаата), он точно так же, с мольбой на устах, должен сосредоточиться на намерении совершить Сай. По завершении сая, подкоротив волосы на голове или полностью сбрив их, он должен выйти из ихрама.
Важным отличием умры от хаджа является отсутствие необходимости исполнять во время умры все те обязанности, которые в хадже должен исполнять паломник, находясь на Арафате, в Муздалифе и Мине, а также отсутствие необходимости совершать вступительный и прощальный тавафы.
Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. (Священный Коран, 2:274)