Со 21 на 22 марта (26 на 27 Раджаба) с заходом солнца наступает одна из особенных ночей для мусульман уммы – Лейляту ль-Исра уа ль- Мир`адж – Ночь путешествия и вознесения Пророка Мухаммада ﷺ на небеса. Вера в то, что Пророк перенесся из Мечети аль-Харам в Благородной Мекке в Мечеть аль-Акса в Иерусалиме, а оттуда вознесся на Седьмое небо. События той чудесной ночи являются неотъемлемой частью вероубеждения мусульман и показывают всю милость Всевышнего Аллаhа.
В Священном Коране Всевышний Аллаh напоминает всем нам:
سُبْحَانَ الَّذِي أَسْرَى بِعَبْدِهِ لَيْلًا مِّنَ الْمَسْجِدِ الْحَرَامِ إِلَى الْمَسْجِدِ الْأَقْصَى الَّذِي بَارَكْنَا حَوْلَهُ لِنُرِيَهُ مِنْ آيَاتِنَا إِنَّهُ هُوَ السَّمِيعُ الْبَصِيرُ
«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он — Слышащий, Видящий». (17:1)
В жизнеописании Пророка Мухаммада Мустафа ﷺ говорится, что в эту благословенную ночь он находился рядом с Каабой, когда к нему пришел ангел Джабраиль (алейхи салям), который раскрыл его грудь и омыл сердце. После этого, сев на животное по имени Бурак, Посланник Аллаhа ﷺ вместе с Джабраилом отправились в город Иерусалим, где произошло ночное вознесение на небеса. Во время Мир`аджа Джабраиль (алейхи салям) сопровождал Пророка ﷺ до места под названием «Сидрату ль-Мунтаха», далее он остановился и сказал: «Тут заканчивается моя степень». Настолько высокой была степень Посланника Аллаhа ﷺ, что он удостоился наблюдения «Сидрату ль-Мунтаhа», границу которого не способно преодолеть ни одно живое существо, даже ангелы! Ведь все, что находится за ним, неведомо никому, кроме Аллаhа.
В хадисе говорится: «Посланнику Аллаhа во время Мир`аджа (вознесения) было даровано три подарка: Пятикратный намаз, последние аяты суры «аль-Бакара», и радостная весть о том, что большие грехи членов его общины будут прощены, если они не совершали ширк». (Муслим, Иман, 279)
Свое ночное путешествие наш любимый Пророк ﷺ совершил не только душой, но и телом. Происходящее было не во сне, а наяву. Священный Коран говорит нам:
مَا كَذَبَ الْفُؤَادُ مَا رَأَى، أَفَتُمَارُونَهُ عَلَى مَا يَرَى
«Не обманулось сердце в том, что он увидел. Неужели вы (язычники) будете спорить с ним о том, что он увидел?» (сура «ан-Наджм», аяты 11-12)
Вдохновляясь вознесением нашего любимого Пророка ﷺ, мы должны задуматься о духовном вознесении, оставив позади различные недостатки, ошибки и грехи всего человечества. Для этого мы должны перестать гнаться за мирскими удовольствиями, жить в соответствии с довольством Аллаhа и совершать благие дела, которые принесут пользу людям.
Несомненно, что люди должны стремиться на высокий уровень служения Всевышнему Аллаhу, озаренные воспитанием Посланника Аллаhа, строго придерживаясь следующих правил:
- Служение Аллаhу: с любовью выполнять предписанное и запрещенное Им, усердствовать на пути распространения Слова Аллаhа.
- Служение Посланнику Аллаhа: всей душой любить его, жить по его Сунне и призывать к этому других.
- Служение выдающимся людям Ислама: проявлять к ним любовь, почет, уважение.
- Служение родителям: не говорить им даже «уф», боясь обидеть, стараться заслужить их одобрение.
- Служение детям: сделать все необходимое, чтобы вырастить и воспитать их благочестивыми мусульманами.
- Служение родственникам: поддерживать родственные связи, быть отзывчивым по отношению к своим родным.
- Служение мусульманам: делить с ними все их беды и радости.
- Служение всем людям: стараться приносить пользу делом и словом своим.
- Служение всем созданным: укрыть крылом милосердия все живущее.
И те, кто воспринимает служение как благо должны относиться к каждой представившейся возможности служить, как к благу, и будете благодарны тем, кому предназначено ваше служение, тогда каждый останется доволен вами, и порицающих вас станет меньше.
Сознаем мы это или нет, но каждый из нас, в сущности, стремится к внутреннему умиротворению, состоянию душевного равновесия и спокойствия. Это бесценное сокровище, которое можно приобрести лишь в искреннем служении Аллаhу. Поэтому каждый мусульманин, пропитанный духом и чувством служения, в любой ситуации найдет возможность для служения. В своей самоотверженности ради Аллаhа он проявляет большее рвение и волю, чем те, кто спешит за мирской выгодой.
Искренне поздравляю братьев и сестер с этим замечательным праздником и прошу Всевышнего, чтобы все молитвы, совершенные в эту ночь были приняты. Пусть Всевышний Аллаh дарует нам возможность провести эту ночь в праведных намерениях и мыслях, благих деяниях!
С добрыми мольбами и наилучшими пожеланиями,
Муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России
Равиль-Хазрат Панчеев