28 июля 2024 Санкт‑Петербург понес тяжелую утрату. Ушел из жизни Владимир Яковлевич Ходырев.
Выражаю глубокие соболезнования его родным, близким, друзьям, коллегам, всем, кому он был дорог. Владимир Яковлевич много сделал для нашего города, оставил глубокий и яркий след в истории. Много он сделал для начала ремонтно-реставрационных работ в здании Ленинградской (Санкт-Петербургской) Соборной мечети, дружил настоятелем мечети – муфтием Жафяр-Хазратом Пончаевым. Он периодически по возможности посещал Санкт-Петербургскую Соборную мечеть и интересовался жизнью мусульманского населения города и области. Его талант руководителя раскрылся на посту председателя исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов. Владимир Яковлевич отличался смелостью, твердостью характера, глубокой компетентностью и умением добиваться поставленных целей. В годы его руководства началось строительство комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений. Строились новые станции метро. Он навсегда останется в истории, как человек, вернувший городу дорогой сердцу каждого Музей, сохраняющий память о подвиге защитников и жителей блокадного Ленинграда. Мы также будем помнить о том, что при его самом активном участии в 1989 году решением Ленгорисполкома был учрежден памятный знак «Житель блокадного Ленинграда и начала работу общественная организация «Жители блокадного Ленинграда». До последних дней он принимал активное участие в общественной жизни нашего города. Его помощь была важна в разработке планов развития Санкт‑Петербурга, развитии морской отрасли, патриотического воспитания молодежи. За заслуги перед городом он был удостоен высокого звания Почетного гражданина Санкт‑Петербурга. Мы будем хранить светлую память о настоящем ленинградце-петербуржце – Владимире Яковлевиче Ходыреве.
Муфтий СПб и Северо-Запада России
СПРАВКА
Родился в Сталинграде 19 мая 1930 года. Там же проживал во время Великой Отечественной войны, будучи свидетелем, а иногда и непосредственным участником обороны города.
В 1953 году окончил Ленинградское высшее морское училище имени адмирала С. О. Макарова, обучался в аспирантуре. В 1954 году вступил в КПСС.
В 1955—1957 годах — штурман дизель-электрохода «Лена». Участвовал в первой советской Антарктической экспедиции, в строительстве станции Мирный в 1956 году.
С 1957 года работал младшим научным сотрудником, начальником сектора в Центральном научно-исследовательском институте морского флота (ЦНИИМФ).
В 1961—1966 годах — инструктор отдела транспорта и связи Ленинградского обкома КПСС, курировал морской и речной флот.
В 1966 году временно ушёл с партийной работы в Ленинградский институт водного транспорта (ЛИВТ), где создал сектор проектирования судов типа «река — море» и факультет судоводителей для этих судов. Избран секретарём парткома ЛИВТ. Затем — первый секретарь Смольнинского райкома КПСС города Ленинграда. В 1972 году назначен директором ЦНИИМФ.
С 1974 года — первый секретарь Смольнинского райкома КПСС Ленинграда, позже стал заведующим отделом науки и учебных заведений в Ленинградском обкоме. С 1979 года работал секретарём Ленинградского горкома, с 1982 года — вторым секретарём обкома КПСС.
21 июня 1983 года был избран председателем исполнительного комитета Ленинградского городского Совета народных депутатов.
В годы работы на этой должности В. Я. Ходырев большое внимание уделял проблеме транспортной инфраструктуры города. Так, в этот период были открыты новые станции метрополитена: «Рыбацкое», «Площадь Александра Невского-2», «Красногвардейская», «Ладожская», «Проспект Большевиков», «Улица Дыбенко», «Озерки», «Проспект Просвещения». Обновлён аэровокзал «Пулково-2». Началось строительство комплекса защитных сооружений Ленинграда от наводнений. Кроме этого, построены новые учебные корпуса Ленинградского государственного университета. Начата передача храмов Ленинграда верующим. Приняты первые постановления о возвращении улицам города исторических наименований. Созданы первые совместные предприятия: «Лентэк», «Ленимпэкс», «Ленвест». Зарегистрирована первая Ассоциация коммерческих банков. Установлен памятник М. В. Ломоносову на Менделеевской линии.
3 апреля 1990 года освобождён от работы в соответствии с личным заявлением.
Избирался депутатом Верховного Совета СССР 10-го и 11-го созывов (1983—1989), членом ЦК КПСС (1986—1990).
С 2011 года — президент некоммерческого партнёрства «Транспортный союз Северо-Запада» — добровольного объединения юридических лиц, отраслевых союзов и ассоциаций всех видов транспорта, транспортного строительства, дорожного хозяйства и экспедиторов, желающих своими усилиями способствовать осуществлению целей консолидации и координации деятельности транспортников Северо-Запада России по защите членов партнёрства в государственных и муниципальных органах власти, органах управления, международных организациях и объединениях, повышению конкурентоспособности предприятий транспортного комплекса и связи, защиты экономических и финансовых интересов партнёрства.
Действительный государственный советник Санкт-Петербурга III класса. Кандидат технических наук. Автор ряда изобретений. Академик Санкт-Петербургской инженерной академии и Международной академии человека и экологии. Председатель Санкт-Петербургского общественно-политического движения транспортников; член Президиума Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга; член Союза российских судовладельцев; член Морского собрания Санкт-Петербурга; член Президиума общественного движения «Промышленность Санкт-Петербурга»; сопредседатель Всероссийского земского союза; Председатель правления СРО НП «ЭнергоСтандарт».
25 мая 2022 года избран почётным гражданином Санкт-Петербурга.
Умер 28 июля 2024 года в возрасте 94 лет.