Хадисы от Аль-Бухари

Книга о долях наследства. 508

25.12.2014

Глава 1548: О наследстве детей после смерти отца или матери.

 

2059 (6732). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Выделяйте (соответствующие) доли наследства тем, кто имеет на них право, а то, что останется, (должно быть отдано) мужчине, являющемуся ближайшим родственником (покойного)».

  

Глава 1549: Наследство дочери сына при наличии дочери.1

1 Имеется в виду родная сестра сына.

2060 (6736). Сообщается, что Абу Мусу, да будет доволен им Аллах, спросили о (доле наследства) дочери, дочери сына и сестры, и он сказал:

«Дочери причитается половина и сестре – половина. (Можете) пойти к Ибн Мас’уду, и он скажет то же самое». После этого Ибн Мас’уду задали тот же вопрос, передав слова Абу Мусы, и он сказал:

«(Если я скажу то же самое, то) собьюсь с правильного пути и не буду в числе тех, кто ведом по правильному пути (, а поэтому) я скажу об этом то же самое, что говорил (в подобных случаях и) пророк, да благословит его Аллах и приветствует: дочери причитается половина, а дочери сына – одна шестая часть, что вместе равняется двум третьим (от всего имущества покойного), что же касается оставшегося, то это – доля сестры». А потом Абу Мусе передали слова Ибн Мас’уда, и он сказал:

«Не задавайте мне вопросов, пока среди вас находится этот учёный муж!»

  

Глава 1550: Вольноотпущенник относится к тем, кто дал ему свободу,1 а сын сестры кого-либо из людей относится к ним.

1 Имеется в виду, что вольноотпущенник продолжал нести определённые обязательства перед своим бывшим хозяином и его наследниками и носить их родовое имя, а при отсутствии у вольноотпущенника прямых наследников ему должны были наследовать бывшие хозяева.

2061 (6761). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Вольноотпущенник относится к тем, кто дал ему свободу».

2062 (6762). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Сын сестры кого-либо из людей относится к ним».1

---

1 Однако сын сестры не имеет доли в наследстве.

  

Глава 1551: О том, кто выдаёт себя за сына не своего отца.

 

2063 (6766, 6767). Сообщается, что Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Рай станет запретным для того, кто выдаёт себя за сына не своего отца, зная о том, что (этот человек) его отцом не является”».

Эти слова передали Абу Бакре (Нуфай’у бин Каляде), и он сказал:

«Я слышал это собственными ушами, и сердце моё запомнило (эти слова, которые я слышал от) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует ».

2064 (6768). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не отказывайтесь от своих отцов, ибо тот, кто отказывается от собственного отца (, впал в) неверие».

Читать далее

Книга искупления за невыполнение клятв. 508

Глава 1547: Мединский са’ и мудд1 (времён) пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

1 См. примечание к хадису № 148.

2057 (6712). Сообщается, что ас-Са’иб бин Йазид, да будет доволен им Аллах, сказал:

«При жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, один са’ был равен сегодняшнему мудду и одной трети».

2058 (6714). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«О Аллах, благослови их1 меры, их са’ и их мудды!»

---

1 Имеются в виду жители Медины.

Читать далее

Книга клятв и обетов. 506

Глава 1540: Слова Аллаха Всевышнего: «Аллах не станет взыскивать с вас за пустые клятвы, но Он взыщет с вас за то, в чём вы поклялись серьёзно…» (“Трапеза”, 89).

 

2048 (6622). Сообщается, что ‘Абд ар-Рахман бин Самура, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мне: “О ‘Абд ар-Рахман бин Самура, не добивайся власти, ибо, если она будет дана тебе по (твоей) просьбе, на тебя будет возложена (и ответственность) за неё1, если же она будет дана тебе без (твоих) просьб, то (Аллах) окажет тебе в этом помощь. А если ты поклянёшься в чём-либо, но потом увидишь, что нечто иное лучше (того, что ты поклялся сделать), то искупи (нарушение) своей клятвы и сделай то, что лучше”».

---

1 Подразумевается, что человек будет оставлен без помощи Аллаха.

2049 (6624, 6625). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Мы – последние, но в День воскресения мы будем первыми».1 И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Клянусь Аллахом, проявление упорства любым из вас при выполнении такой клятвы (, выполнение которой может нанести вред) его семье, является большим грехом пред Аллахом, чем установленное для него Аллахом искупление за нарушение клятвы».2

---

1 Имеется в виду, что мусульмане составляют собой последнюю по времени появления общину людей, исповедующих единобожие, но в День воскресения они первыми войдут в рай.

2 См.: “Трапеза”, 89.

  

Глава 1541: О том, как давал клятвы пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

 

2050 (6632). Сообщается, что ‘Абдуллах бин Хишам, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды, когда) мы находились в обществе пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который держал за руку ‘Умара бин аль-Хаттаба, ‘Умар сказал ему: “О посланник Аллаха, поистине, я люблю тебя больше всего иного, кроме самого себя!” (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Нет, клянусь Тем, в Чьей длани душа моя, (не станет вера твоя совершенной,) пока не станешь ты любить меня больше самого себя!” Тогда ‘Умар сказал ему: “Поистине, сейчас я люблю тебя больше самого себя!” – и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сейчас, о ‘Умар!1“»

---

1 Это значит: сейчас ты понял и сказал то, что должен был сказать.

2051 (6638). Сообщается, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) я подошёл к находившемуся в тени Каабы посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который повторял: “Они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы, они потерпят наибольший ущерб, клянусь Господом Каабы!” – и я сказал: “Что со мной? Неужели что-то не так во мне?1 Что со мной?” И я сел рядом с ним, а он всё продолжал повторять (эти слова). Я был не в силах молчать, ибо охватило меня то, что было угодно Аллаху,2 и я спросил: “Кто они, да станут отец мой и мать выкупом за тебя, о посланник Аллаха?” Он ответил: “Обладающие большими богатствами, кроме тех, кто станет делать так, так и так3“».

---

1 То есть неужели в откровении было ниспослано что-либо относительно меня?

2 Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что он был очень обеспокоен.

3 Другими словами, кроме тех, кто станет щедро тратить свои средства на пути Аллаха.

  

Глава 1542: Слова Всевышнего: «И они поклялись Аллахом, самой страшной своей клятвой…» (“Свет”, 53).

 

2052 (6656). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Любого мусульманина, у которого умрут трое детей, огонь коснётся только во исполнение клятвы Аллаха».1

---

1 В данном случае пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имеет в виду тот айат Корана, где сказано: «И нет среди вас такого, кто не подойдёт (к аду),* а Господом твоим это решено окончательно» (“Марйам”, 71).

   * Речь идёт о прохождении по Сирату, мосту, пролегающему над адом.

  

Глава 1543: О том случае, когда человек нарушает свою клятву по забывчивости. Слова Аллаха Всевышнего: «Не будет на вас греха, если в этом вы допустите ошибку» (“Сонмы”, 5).

 

2053 (6664). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Аллах простит (членам) моей общины то, что будет внушено (им шайтаном), и то, что станут внушать им (их) души, если только (кто-нибудь из них) не станет делать этого или говорить об этом».1

---

1 Это значит, что Аллах не станет взыскивать с мусульман за греховные помыслы.

  

Глава 1544: Обет повиновения (Аллаху).

Аллах Всевышний сказал:

«И что бы вы ни потратили и какой бы обет ни дали, Аллах знает об этом, а для несправедливых не (будет) помощников» (“Корова”, 270).

2054 (6696, 6700). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Пусть давший обет повиноваться Аллаху повинуется Ему, а тот, кто дал обет не повиноваться Ему, пусть не выполняет (своего обета)».

  

Глава 1545: О том случае, когда человек умирает, не выполнив своего обета.

 

2055 (6698). Передают со слов Са’да бин ‘Убады, да будет доволен им Аллах, что (в своё время) он обратился к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, за советом относительно обета его матери, которая скончалась, не успев выполнить его, и он вынес решение о том, что вместо неё (этот обет) должен выполнить (Са’д).

  

Глава 1546: О таком обете, который человек не в состоянии выполнить, и об обете совершить нечто греховное.

 

2056 (6704). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произносивший проповедь, неожиданно увидел стоящего человека и спросил о нём. (Люди) сказали: “(Это) Абу Исраиль, который дал обет (в этот день) стоять и не садиться, не укрываться в тени, не разговаривать и поститься”. Тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал (кому-то): “Вели ему, чтобы он говорил, и укрывался в тени и садился, а пост свой пусть доведёт до конца”».

Читать далее

Книга предопределения. 505

Глава 1535: Высохли перья, (которыми записали) то, что (было заранее) известно Аллаху.

 

2043 (6596). Сообщается, что ‘Имран бин Хусайн, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Один человек спросил: “О посланник Аллаха, можно ли отличить обитателей рая от обитателей огня?”

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

“Да”.

(Человек) спросил:

“Так ради чего же (люди стараются) делать (добрые дела)?”

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил:

“Каждый будет делать то, ради чего он создан (или: то, что было для него облегчено)1“».

---

1 Иначе говоря, каждый будет заниматься тем, что покажется ему наиболее лёгким, чтобы прийти к тому, что ему было предопределено.

  

Глава 1536: Слова Всевышнего “Веление Аллаха предопределено” (“Сонмы”, 38).

 

2044 (6604). Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к нам с проповедью, в которой он рассказал обо всём, что случится вплоть до наступления Часа этого, не упустив ничего, и некоторые из нас запомнили (сказанное им), а некоторые забыли. (После этой проповеди) мне приходилось видеть то (, о чём в ней говорилось) и о чём я забыл, (прежде чем это произошло,) и я узнавал эти события, как человек узнаёт отсутствовавшего, которого он увидел и узнал».

  

Глава 1537: Принесение рабом Аллаха обета в (стремлении избежать) предопределённого.

 

2045 (6609). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Аллах Всевышний сказал): “Не принесёт обет сыну Адама ничего, кроме того, что Я предопределил ему, напротив, предопределённое Мною приводит его к (тому, ради чего он приносит обет), и таким путём Я заставляю скупого (тратить свои средства)».

  

Глава 1538: Хранимым является тот, кого сохранил Аллах.1

1 Имеется в виду, что безгрешным является тот, кого от совершения грехов уберёг Аллах.

2046 (6611). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Какого бы халифа ни избрали (после меня), у него обязательно будут две группы приспешников: одни станут советовать ему благое и побуждать его к этому, другие же станут советовать ему дурное и побуждать его к этому, а хранимым будет тот, кого сохранит Аллах».

Глава 1539: Аллах становится меж человеком и сердцем его.1

1 В Коране сказано: «…и знайте, что Аллах становится меж человеком и сердцем его и что к Нему вы будете собраны!» (“Добыча”, 24). Имеется в виду, что Аллах Всевышний распоряжается сердцами людей, как пожелает.

2047 (6617). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Принося клятву, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: “Нет, клянусь Тем, Кто переворачивает сердца! /Ля, ва мукаллиби-ль-кулюб!/“»

Читать далее

Книга смягчения (сердец) 495

Глава 1507: О сказанном относительно смягчения сердец и о том, что нет (истинной) жизни, кроме жизни в мире вечном.

 

1997 (6412). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Многие люди обделены двумя милостями: здоровьем и свободным временем».1

---

1 Имеется в виду, что многие люди не используют эти милости для совершения благих дел, но используют для совершения грехов.

 

  

Глава 1508: Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец…»

 

1998 (6416). Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«(Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял меня за плечо и сказал: “Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник”».

(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, часто говорил:

«Если ты дожил до вечера, то не жди (, что доживёшь и) до утра,1 а если ты дожил до утра, то не жди (, что доживёшь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни – (то, что пригодится) для твоей смерти2».

---

1 То есть не надейся, что ты проживёшь ещё долго, и не откладывай благие дела на потом, поскольку человек может покинуть мир этот в любой момент.

2 Это значит: совершай благие дела, пока ты жив и здоров, и используй для этого все возможности с учётом неизбежности наступления такого момента, когда эти возможности будут исчерпаны.

 

  

Глава 1509: О (слишком) больших надеждах.

 

Аллах Всевышний сказал:

«Каждая душа вкусит смерть, и, поистине, сполна получите вы награды свои только в День воскресения. И (лишь) тот, кто будет удалён от огня, преуспеет, а жизнь эта только ослепляет» (“Семейство ‘Имрана”, 185).

 

1999 (6417). Сообщается, что ‘Абдуллах (бин Мас’уд), да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начертил прямоугольник, (потом) он начертил в середине (его) линию, выходящую за его (пределы, потом) он начертил (несколько) маленьких линий, (доходящих) до той (линии,) которая была посередине, после чего сказал: “Это – человек; то, что его окружает (или: то, что его окружило),1 есть его срок; то, что выходит за пределы (прямоугольника), является его надеждами, а эти маленькие чёрточки – превратностями судьбы, (которые его постигают,) и если минует его одно, то схватит зубами2 другое, если же минует его (второе), то схватит зубами (первое)”».

---

1 Имеются в виду стороны прямоугольника.

2 То есть постигнет.

 

2000 (6418). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, начертил (несколько) линий и сказал: “Это – надежды человека, а это – его срок1, и в то время, как находится он в подобном положении2, неожиданно подходит к нему ближайшая линия3“».

---

1 Подразумевается срок жизни человека.

2 То есть когда он надеется на что-то.

3 Имеется в виду одна из коротких линий, обозначающих на рисунке пророка, да благословит его Аллах и приветствует, всевозможные жизненные обстоятельства, а именно – линия, соответствующая тому событию, которое становится последним в жизни человека.

 

  

Глава 1510: Дожившему до шестидесяти лет был отпущен Аллахом достаточный срок, и оправдания его приняты не будут.1

1 Речь идёт о таких людях, которые всю жизнь откладывали совершение благих дел, так ничего и не совершив.

 

 

2001 (6419). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах принимает оправдания человека, откладывая срок его до тех пор, пока не доживёт он до шестидесяти лет».1

---

1 Имеется в виду, что по достижении такого возраста человек уже лишится морального права говорить: «Если Аллах продлит мне жизнь, я буду совершать благие дела», так как ему была дарована для этого достаточно долгая жизнь.

 

2002 (6420). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Сердце старика продолжает оставаться молодым в двух (отношениях): в том, что касается любви к миру этому, и (в том, что касается) больших надежд”».

 

  

Глава 1511: Дела, которые совершаются ради лика Аллаха.

 

2003 (6423). Передают со слов ‘Итбана бин Малика аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах обязательно сделает запретным для огня любого раба, который явится в День воскресения и который (при жизни) говорил: “Нет бога, кроме Аллаха”, стремясь к лику Аллаха1».

---

1 То есть говорил это, будучи движимым только глубокой убеждённостью и стремлением получить за это награду Аллаха.

 

2004 (6424). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах Всевышний говорит: “Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из людей, которого он любил, а он станет безропотно переносить утрату в надежде на награду Аллаха”».

 

  

Глава 1512: Исчезновение праведных.

 

2005 (6434). Передают со слов Мирдаса аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Праведные будут уходить один за одним1, а останутся (на земле люди, столь же бесполезные,) как и отходы от ячменя или фиников, которым Аллах не станет придавать никакого значения».

---

1 Речь идёт о том, что в первую очередь будут умирать люди, отличающиеся наибольшей праведностью.

 

  

Глава 1513: О том, что следует остерегаться искушения богатством.

 

Аллах Всевышний сказал:

«Ваши богатства и ваши дети – не что иное, как искушение…» (“Взаимный обман”, 15).

 

2006 (6436). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если бы заимел сын Адама два вади, полных денег, то непременно пожелал бы иметь и третье, и никогда не наполнит утробу сына Адама ничто, кроме земли, а Аллах примет покаяние тех, кто покается».1

---

1 Иначе говоря, Аллах простит тех, кто принесёт Ему покаяние за свою алчность и прочие порочные устремления.

 

  

Глава 1514: То, что потрачено человеком, он потратил на себя же.

 

2007 (6442). Сообщается, что Абдуллах (бин Мас’уд), да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил (людей): “Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё (собственное) богатство?” Они сказали: “О посланник Аллаха, нет среди нас такого, кто не любил бы своё (собственное) богатство больше”. (Тогда) он сказал: “Но, поистине, богатством (каждого) является то, что он (потратил)1, а то, что он отложил, является богатством его наследника!”»

---

1 “Каддама” – буквально “сделал заранее”, то есть потратил на пути Аллаха; израсходовал на благие дела, создав благодаря этому запас для себя же в мире вечном.

 

  

Глава 1515: О том, как жили пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники и как они отстранялись от этого мира.

 

2008 (6452). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, часто рассказывал (следующее):

«Клянусь Аллахом, помимо Которого нет иного бога, поистине, (был такой период, когда мне приходилось) от голода припадать печенью к земле1 или подвязывать к животу камень, (чтобы как-то заглушить муки голода,) и однажды я уселся на дороге, по которой они2 ходили. (Через некоторое время) мимо прошёл Абу Бакр, и я задал ему вопрос о каком-то айате из Книги Аллаха только для того, чтобы он накормил меня,3 однако он пошёл (дальше), не сделав (этого) 4. Потом мимо меня прошёл ‘Умар, а я задал вопрос о каком-то айате из Книги Аллаха и ему только для того, чтобы он накормил меня, однако он (тоже) пошёл (дальше), не сделав (этого). А потом мимо меня прошёл Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и приветствует, который улыбнулся, увидев меня, ибо понял, что творится у меня на душе и что выражает моё лицо, а потом он обратился (ко мне): “О Абу Хирр!”5 Я откликнулся: “Я здесь, о посланник Аллаха!” Он сказал: “Иди (за мной)”, и я последовал за ним. Потом он вошёл (в дом), а я спросил разрешения войти, и он разрешил мне. Войдя (в дом, пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) увидел чашу с молоком и спросил: “Откуда это молоко?” Ему ответили: “Его прислал в подарок тебе такой-то (или: такая-то)”. (Тогда) он сказал: “Абу Хирр!” Я отозвался: “Я здесь, о посланник Аллаха!” – а он велел: “Отправляйся к живущим под навесом и позови их ко мне”».

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«Что же касается живших под навесом, то они были гостями ислама, и не было у них в Медине ни семей, ни денег, ни (родственников, ни друзей). Когда (посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,) доставляли садаку6, он всегда отдавал (часть) её им, а сам никогда к ней не прикасался, если же ему дарили что-нибудь, он часть отсылал им, (не забывая о них,) а часть брал себе. (Его слова) огорчили меня, и я сказал (себе): “Что такое эта чаша для живущих под навесом7?! Я больше заслуживаю того, чтобы выпить часть этого молока и подкрепиться, а если сюда придут они, то он велит мне (сначала) подносить (чашу) им, и (пока очередь дойдёт до меня), от этого молока вряд ли что-нибудь останется”, однако, поскольку и речи не могло быть о том, чтобы ослушаться Аллаха и Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, я пошёл к ним и позвал их (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует). Они пришли (к его дому) и попросили разрешения войти, а когда он разрешил им сделать это, вошли внутрь и сели. (После этого пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “О Абу Хирр!” Я откликнулся: “Я здесь, о посланник Аллаха!” – и он велел (мне): “Бери (чашу) и подавай им!”»

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«Тогда я взял эту чашу и начал (по очереди) подавать (её) каждому (из присутствовавших), который пил досыта, а потом возвращал чашу мне. (Так продолжалось до тех пор, пока все не напились) и очередь не дошла до пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который взял эту чашу и поставил её себе на руку, после чего посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: “Абу Хирр!” Я откликнулся: “Я здесь, о посланник Аллаха!” Тогда он сказал: “Остались (только) мы с тобой”. Я сказал: “Ты сказал правду, о посланник Аллаха”. Он сказал: “Садись и пей”. Тогда я сел и отпил (из этой чаши), после чего он (снова) сказал: “Пей”, и я (снова) отпил. И он продолжал говорить мне: “Пей”, до тех пор, пока я не сказал: “Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, я больше не могу!” Он сказал: “Тогда дай её мне”, и я дал ему эту чашу, а он воздал хвалу Аллаху Всевышнему,8 произнёс слова “С именем Аллаха” и выпил остаток».

---

1 То есть без сил падать на землю от голода.

2 Имеется в виду дорога в мечеть, по которой ходили пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижники.

3 То есть для того, чтобы между ними завязался разговор, в процессе которого Абу Бакру, да будет доволен им Аллах, можно было бы дать понять, что он голоден.

4 Иначе говоря, Абу Бакр не понял истинной цели Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими.

5 См. примечание к хадису № 1880.

6 Имеется в виду закят.

7 В то время там находилось несколько десятков человек.

8 За то, что по Его милости все напились досыта одной чашей.

 

2009 (6460). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«О Аллах, даруй семье Мухаммада дневное пропитание!»1

---

1 Имеется в виду то, благодаря чему можно только поддерживать жизнь, иначе говоря, минимальное количество еды.

 

  

Глава 1516: Умеренность и постоянство в делах.

 

2010 (6463). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Никого не спасут дела его».1

(Люди) спросили:

«И даже тебя, о посланник Аллаха?»

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

«И даже меня, если только Аллах не окажет мне (Свою) милость (, а поэтому) придерживайтесь правильного2, и приближайтесь3, и (занимайтесь делами поклонения) утром, вечером и (некоторое время) ночью4 – так мало-помалу вы достигнете (цели)».5

---

1 Иначе говоря, никто не войдёт в рай благодаря своим делам, но только благодаря милости Аллаха. См. примечание к хадису № 1869.

2 Это значит: не пытайтесь делать то, что вам не по силам делать постоянно, придерживайтесь умеренности.

3 То есть старайтесь найти для себя нечто оптимальное, то, что вы сможете совершать изо дня в день.

4 “Дульджа” – имеется в виду время, начиная от середины последней трети ночи и до рассвета.

5 Имам ан-Навави, да помилует его Аллах, комментирует эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следующим образом: «Это значит: просите о помощи в проявлении повиновения Всемогущему и Великому Аллаху, которое выразится в делах, в то время, когда вы будете бодрыми, а сердца ваши – свободными, чтобы могли вы насладиться поклонением, а оно не наскучило вам, и чтобы вы достигли своей цели, поступая подобно опытному путешественнику, который передвигается в эти промежутки времени, а в другое время отдыхает вместе со своим верховым животным и достигает цели, не утомляясь, а Аллах знает об этом лучше».

 

2011 (6464). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«(Однажды) пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили: “Какие дела Аллах любит больше всего?” – и он сказал: “Те, которые совершаются с наибольшим постоянством, даже если их и будет мало”».

 

  

Глава 1517: Надежда в сочетании со страхом.1

1 Здесь речь идёт о надежде на то, что Аллах простит грехи человека и примет его благие дела, а также о страхе перед Его наказанием.

 

 

2012 (6469)1. Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, в тот день, когда Аллах создал милосердие, Он создал его из ста частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав одну часть всем Своим созданиям, и если бы неверному было известно обо всём милосердии, которое имеется (в запасе) у Аллаха, он не терял бы надежду на рай, а если бы верующему было известно обо всех (видах) мучений, которые имеются (в запасе) у Аллаха, он не (считал бы), что находится в безопасности от огня!”»

---

1 См. хадис № 1922.

 

  

Глава 1518: (О необходимости) следить за своим языком. Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит», и слова Всевышнего: «Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж» (“Каф”, 18).

 

2013 (6474). Передают со слов Сахля бин Са’да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тому, кто поручится мне за то, что находится между его челюстей1 и между его ног, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай».2

---

1 Иначе говоря, за язык.

2 Другими словами, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выражает уверенность в том, что человек, который не будет говорить и есть ничего запретного и станет воздерживаться от прелюбодейства, войдёт в рай.

 

2014 (6478). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, раб может сказать что-нибудь угодное Аллаху Всевышнему, чему сам он и не придаст значения, но за что Аллах возвысит (его) на (много) ступеней. И, поистине, раб может сказать что-нибудь такое, что вызовет ярость Аллаха Всевышнего, чему сам (сказавший это) и не придаст значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад».

 

  

Глава 1519: Прекращение совершения грехов.

 

2015 (6482). Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Я и то, с чем направил меня (к людям) Аллах, подобны человеку, который пришёл к (своим соплеменникам) и сказал: “Я видел войско своими глазами, и я – нагой увещеватель1, спасайтесь же, спасайтесь!” И некоторые (из них) послушались его, потихоньку двинулись в путь ещё затемно и спаслись, (другие) же посчитали его слова ложью, а наутро к ним явилось это войско (, заставшее их врасплох,) и уничтожило их».

---

1 Здесь пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сравнивает себя с человеком, который повстречал вражеское войско, был схвачен и раздет, но сумел бежать. После этого он явился к своим соплеменникам, чтобы предупредить их, и они поверили ему, видя, в каком положении он находится, так как его нагота послужила доказательством его правоты. Что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то доказательством его правоты служили совершённые им чудеса.

 

  

Глава 1520: Огонь скрыт за страстями.

 

2016 (6487). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Огонь скрыт за страстями, а рай – за ненавистным».1

---

1 Имеется в виду, что удовлетворение всех желаний души приведёт человека в ад, а исполнение всех религиозных обязанностей и совершение праведных дел, всегда связанных с преодолением определённых трудностей, что ненавистно душе, является путём к раю.

 

  

Глава 1521: (Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует): «Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) огонь».

 

2017 (6488). Передают со слов ‘Абдуллаха (бин Мас’уда), да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Рай ближе к каждому из вас, чем ремни его сандалий, и столь же (близок к каждому) огонь».1

---

1 Имеется в виду, что проявление повиновения Аллаху даже в малом может привести человека в рай, тогда как совершение и незначительных грехов приближает его к аду, а поэтому не следует пренебрегать ничем из благого и обязательно нужно сторониться всего запретного, поскольку человек не знает всего того, за что Аллах может оказать Ему Свою милость, как не знает он и всего того, за что Аллах может разгневаться на него.

 

  

Глава 1522: (Каждому следует) смотреть на того, кто ниже его, и не (следует) смотреть на того, кто выше.

 

2018 (6490). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому было даровано больше богатства и кто был наделён более привлекательной внешностью, пусть посмотрит и на того, кто ниже его (в этом отношении)».

 

  

Глава 1523: О том, кто вознамерится совершить доброе или дурное дело.

 

2019 (6491). Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщил, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передававший слова своего Всемогущего и Великого Господа, сказал:

«Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела1, после чего разъяснил это2: “За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, а если он решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно дурное дело”».

---

1 Здесь имеется в виду, что Аллах повелел ангелам записывать их. Возможно также, что “записал” здесь следует понимать как “предопределил”.

2 То есть разъяснил ангелам, как следует записывать эти дела.

 

  

Глава 1524: Исчезновение залога /амана/.1

1 Многозначное слово “амана” образовано от слова “амн” (безопасность; спокойствие) и является однокоренным со словом вера /иман/. Среди прочего это слово означает “надёжность” и “то, что отдано на хранение”. Любое обязательство раба Аллаха перед его Господом, как и любые обязательства людей друг перед другом рассматриваются как то, что отдано им на хранение и что необходимо вернуть, то есть выполнить. Величайшим залогом /аль-аманат аль-кубра/ является обязанность исповедания единобожия и выполнения всех велений и запретов ислама. В данном случае под залогом Аллаха подразумевается свойственная человеку изначально вера в Аллаха, определяющая собой все его действия до тех пор, пока какие-нибудь обстоятельства или наущения дьявола не свернут его с этого пути.

 

 

2020 (6497). Сообщается, что Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал:

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом (своими глазами), а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что залог был ниспослан в самую основу сердец людей, а потом они узнали об этом из Корана и узнали из сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет удалён этот залог, сказав:

«Заснёт человек ненадолго, и будет взят этот залог из сердца его, после чего останется от него только лёгкий след. Потом снова заснёт он на короткое время, и будет взят этот залог из сердца (его полностью), после чего останется от него только след вроде волдыря. Это подобно тому, как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголёк и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет. А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже и собираться возвращать доверенное! (И дело дойдёт до того, что) будут даже говорить: “Есть среди людей такого-то племени надёжный человек!” И о человеке будут говорить: “Не найти более стойкого, более тонкого и более разумного, чем он!” – несмотря на то, что в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!»

(Хузайфа, да будет доволен им Аллах, сказал):

«И я дожил до такого времени, когда мне не надо было задумываться о том, с кем вести торговые дела, ибо если человек был мусульманином, то (доверенное) обязательно возвращала мне его религия1, если же он был христианином или иудеем, то обязательно возвращал мне это его правитель2, а сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то!»

---

1 Имеется в виду, что человек вспоминал об установлениях шариата относительно необходимости возвращать доверенное и не пытался обмануть партнёра.

2 В данном случае подразумевается, что через наместника той или иной провинции всегда можно было взыскать причитающееся человеку в соответствии с установлениями шариата.

 

2021 (6498). Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, люди подобны сотне верблюдов, из которых найдётся едва ли один пригодный для верховой езды”».1

---

1 Комментаторы по-разному толкуют этот хадис, но в целом смысл этих толкований сводится к тому, что праведные среди людей находятся в абсолютном меньшинстве.

 

  

Глава 1525: (Поклонение Аллаху) напоказ и (ради снискания доброй) славы (cреди людей).

 

2022 (6499). Передают со слов Джундуба, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах опорочит того, кто будет рассказывать (людям о своих благих делах), и выставит напоказ того, кто будет (поклоняться Ему) напоказ другим».1

---

1 Иначе говоря, Аллах покажет всем истинные намерения тех людей, поклонение которых будет неискренним.

 

  

Глава 1526: Смирение.

 

2023 (6502). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок1 ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, делая больше положенного /навафиль/2, пока Я не полюблю его; когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить,3 и если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это), а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его, и ничто из совершаемого Мною не заставляет Меня колебаться4 в такой мере, как (необходимость забирать) душу верующего, не желающего смерти, ибо Я не желаю причинения ему зла”».

---

1 Под “близким” /вали/ подразумевается человек, который отличается крайним благочестием, неуклонно выполняет все свои религиозные обязанности и делает помимо этого ещё много другого. Это слово образовано от арабского трёхбуквенного корня “вав-лям-йа”. Глаголы разных пород, образованные от того же корня, могут означать “быть близким”, “управлять”, “быть дружески расположенным”, “оказывать содействие” и так далее. В отношении такого человека слово “вали” применяется в связи с тем, что он постоянно занимается поклонением Аллаху и не выходит из повиновения Ему, никогда не допуская ослушания. Возможно также, что это слово имеет здесь значение причастия страдательного залога от того же корня, так как Аллах Всевышний постоянно хранит такого человека и проявляет заботу о нём за то, что он не преступает установленных Им границ и подчиняется Его велениям и запретам. В “Сахихах” аль-Бухари и Муслима сказано: «Слово “вали” (друг) является антонимом слова “‘адувв” (враг), что же касается слова “вилайа” (дружеское расположение), то оно является антонимом слова “‘адава” (враждебность). В основе дружеского расположения лежат любовь и стремление приблизиться, а в основе враждебности – ненависть и удалённость».

2 “Фатх аль-Бари” Ибн Хаджар пишет: «Под близким к Аллаху подразумевается тот, кто обладает знанием об Аллахе, не выходит из повиновения Ему и проявляет искренность в поклонении Аллаху, а Аллах Всевышний сказал: “Поистине, близким к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться.  Тем, которые уверовали и были богобоязненны, –  им (предназначена) благая весть в этой жизни и в жизни вечной. Неизменны слова Аллаха – это и есть великий успех”*».

* “Йунус”, 62 – 64.

3 Имеются в виду дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно.

4 Смысл этих слов в том, что Аллах оказывает такому рабу содействие в делах, осуществляемых им посредством вышеупомянутых частей тела, направляя человека к таким делам, которые Он любит, и удерживая его от того, что Ему ненавистно, например, удерживая его от выслушивания пустых речей, взглядов на запретное и так далее.

5 Ибн ас-Салах сказал: «Под колебаниями здесь подразумеваются не колебания в общеизвестном смысле, а то, что напоминает действия колеблющегося, который делает что-либо против собственной воли, и в данном случае это означает, что в силу Своей любви к нему Аллах не желает причинять ему зло, отнимая его жизнь, так как это является величайшим страданием в мире этом для всех, за исключением немногих, хотя Он и неизбежно должен сделать это в силу Своего предустановления и предопределённости смерти, ведь каждый человек должен вкусить смерть. И в этом хадисе говорится о том, что Аллах делает это не из желания унизить человека, но, наоборот, Он желает возвысить его, так как смерть является путём перехода к обители почёта и блаженства».

 

  

Глава 1527: Аллах желает встречи с тем, кто желает встретиться с Ним.

 

2024 (6507). Передают со слов ‘Убады бин ас-Самита, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах желает встречи с тем, кто желает встретиться с Ним, что же касается не желающего встречи с Аллахом, то и Аллах не желает встречи с ним». (Услышав эти слова,) ‘Аиша (или: одна из жён пророка, да благословит его Аллах и приветствует) сказала: «Но мы ведь не желаем смерти!» – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «(Речь идёт) не об этом, (а о том, что,) когда к верующему приходит смерть, ему сообщают радостную весть о благоволении Аллаха по отношению к нему и том, что Он почтил Его, и нет для него (в этот момент) ничего дороже того, что (его ожидает), и он желает встречи с Аллахом, а Аллах желает встречи с ним. Что же касается неверного, то, поистине, когда смерть приходит к нему, ему сообщают дурные вести о том, что Аллах подвергнет его мукам и наказанию, и нет для него (в этот момент) ничего ненавистнее того, что (его ожидает), и он не желает встречи с Аллахом, а Аллах не желает встречи с ним».

 

  

Глава 1528: Агония.

 

2025 (6511). Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:

«К пророку, да благословит его Аллах и приветствует, нередко приходили грубые бедуины и спрашивали его: “Когда наступит Час этот?”1 – он же смотрел на младшего из них и говорил: “Если этому (суждено) прожить (достаточно долго), то для вас “Час этот” наступит, прежде чем он станет дряхлым стариком”, имея в виду их смерть».

---

1 Имеется в виду День воскресения.

 

  

Глава 1529: В День воскресения Аллах сожмёт в Своей руке всю землю.

 

2026 (6520). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения земля (уподобится) хлебцу, а Могущественный опрокинет её Своей рукой подобно тому, как любой из вас опрокидывает свой хлебец (, готовясь) отправиться в путь, (и станет она) угощением для обитателей рая». А потом (к пророку, да благословит его Аллах и приветствует,) пришёл один из иудеев и сказал: «Да благословит тебя Милостивый, о Абу-ль-Касим! Не сообщить ли тебе об угощении для обитателей рая в День воскресения?» (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: «Да», и (тогда этот иудей) сказал:

«Земля уподобится хлебцу…», (повторив) то, что было сказано пророком, да благословит его Аллах и приветствует, который посмотрел на нас и принялся смеяться так, что стали видны его коренные зубы. А потом (этот иудей) спросил:

«Не сообщить ли тебе о том, с чем они будут есть это?» – и сказал: « (Это будет) балам и рыба». (Люди) спросили: «А что это такое?» Он сказал: «Бык и рыба, (одну только) долю печени которых будут есть семьдесят тысяч человек».

 

2027 (6521). Сообщается, что Сахль бин Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В День воскресения люди будут собраны на бело-красной земле, подобной чистой лепёшке1“».

Сахль или другой (передатчик) сказал:

«И не будет на ней ни для кого никакого знака».

---

1 Имеется в виду лепёшка, испечённая из просеянной тонкой муки.

 

  

Глава 1530: Сбор (в День воскресения).

 

2028 (6522). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(В День воскресения) люди будут собраны тремя способами: (первым из них будут собраны) желающие и боящиеся1, (вторым способом будут собраны те, кого посадят) на верблюдов по двое, по трое, по четверо и по десять человек, что же касается остальных, то их соберёт огонь2, который останется вместе с ними там, где они остановятся на полуденный отдых, и там, где они будут ночевать, и там, где они встретят утро, и там, где их застанет вечер».

---

1 То есть люди, надеющиеся попасть в рай и боящиеся наказания.

2 Подразумевается, что к месту сбора их погонит огонь.

 

2029 (6527). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Люди будут собраны босыми, нагими и необрезанными».

‘Аиша сказала:

«Я спросила: “О посланник Аллаха, неужели мужчины и женщины станут смотреть друг на друга?” – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Им будет слишком тяжело, чтобы думать об этом!”»

 

  

Глава 1531: Слова Аллаха Всевышнего “Неужели не думают они о том, что будут воскрешены  для Дня великого,  (того) Дня, когда предстанут люди пред Господом миров?!” (“Обвешивающие”, 4 – 6).

 

2030 (6532). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В День воскресения люди будут обливаться потом так (сильно), что пот их пропитает собой землю на семьдесят локтей (в глубину, а некоторых из) них он взнуздает1, (ибо поднимется до уровня) их ушей».

---

1 Иначе говоря, он будет заливать им рот, не давая сказать и слова.

 

  

Глава 1532: Воздаяние равным в День воскресения.

 

2031 (6533). Передают со слов ‘Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(В День воскресения) первыми рассудят тех людей, между которыми была кровь».1

---

1 Другими словами, убийц и тех, кого они убивали, не имея на это права.

 

  

Глава 1533: Описание рая и ада.

 

2032 (6548). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«После того как обитатели рая окажутся в раю, а обитатели ада – в аду, приведут смерть, которая будет помещена между раем и адом, потом её зарежут, а потом глашатай возгласит: “О обитатели рая, смерти (больше) нет! О обитатели огня, смерти (больше) нет!” – и это добавит обитателям рая радости, а обитателям огня – печали».

 

2033 (6549). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах обратится к обитателям рая: “О обитатели рая!” – и они скажут: “Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе!” Тогда Он спросит: “Довольны ли вы?” – и они скажут: “А чем же нам быть недовольными, ведь Ты даровал нам то, чего не даровал никому из Твоих созданий!” Тогда Он скажет: “Я дарую вам и нечто лучшее, чем это!” Они скажут: “О Господь наш, а что же лучше этого?” – и Он скажет: “Я дарую вам Своё благоволение, и после этого уже никогда не буду гневаться на вас!”»

 

2034 (6551). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Расстояние) между плечами неверного (будет равно) расстоянию, которое покрывает за три дня спешащий всадник».1

---

1 Имеется в виду, что тела обитателей ада будут увеличены, чтобы муки их были ещё сильнее.

 

2035 (6559). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Некоторые) люди выйдут из огня1 после того, как он опалит их, и войдут в рай, а обитатели рая будут называть их людьми из геенны /джаханнамийуна/».

---

1 Здесь подразумевается, что они выйдут из ада благодаря заступничеству пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. См. хадис № 2133.

 

2036 (6562). Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Поистине, в День воскресения самому лёгкому наказанию подвергнется тот человек из числа обитателей огня, на ступни1 которого (будут положены) два тлеющих уголька, из-за чего мозг его станет кипеть подобно тому, как кипит (содержимое) котла или сосуда с узким горлышком”».

---

1 Имеется в виду та часть ступни, которая не соприкасается с землёй.

 

2037 (6569). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не войдёт в рай ни один (человек), пока не покажут ему его место в огне, (которое он занял бы,) если бы совершал дурное, чтобы он благодарил ещё больше, и не войдёт в огонь ни один (человек), пока не покажут ему его место в раю, (которое он занял бы,) если бы совершал благое, чтобы тоска его (была ещё сильнее)».

 

  

Глава 1534: О (сказанном относительно) водоёма и слова Всевышнего: “Поистине, Мы даровали тебе Каусар1…” (“Аль-Каусар”, 1).

1 См. хадисы под №№ 1719 и 1720.

 

 

2038 (6579). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Для того чтобы добраться от одного берега) моего водоёма (до другого, потребуется) месяц пути, вода его белее молока, аромат его приятнее (благоухания) мускуса, а кувшины (, имеющиеся на его берегах, по численности своей) подобны небесным звёздам, и тот, кто напьётся из него, уже никогда не испытает жажды».

 

2039 (6577). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Окажется) перед вами водоём, (размеры) которого сравнимы с расстоянием между Джарбой и Азрухом1».

---

1 Джарба и Азрух – города на территории Шама.

 

2040 (6580). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Размеры) моего водоёма сравнимы с (расстоянием) между Айлой1 и йеменской Саной, а кувшины (, имеющиеся на его берегах,) по численности своей подобны небесным звёздам».

---

1 Айла – город в Шаме на побережье Красного моря.

 

2041 (6587). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(Однажды) я увидел во сне (, что ко мне подвели) толпу (людей)1, когда же я узнал их, между ними и мной встал какой-то человек2 и сказал: “Поспешите!” Я спросил: “Куда?” Он сказал: “Клянусь Аллахом, в огонь!” Я спросил: “А в чём дело с ними?” Он сказал: “После твоей (смерти) они отступились (от твоей религии)!” А потом (ко мне подвели) другую толпу (людей), когда же я узнал их, между ними и мной встал какой-то человек и сказал: “Поспешите!” Я спросил: “Куда?” Он сказал: “Клянусь Аллахом, в огонь!” Я спросил: “А в чём дело с ними?” Он сказал: “После твоей (смерти) они отступились (от твоей религии)!” – и не видел я, чтобы кто-нибудь из них спасся, за исключением тех из них, что были подобны верблюдам, пасущимся без присмотра3».

---

1 См. примечание к хадису № 1343.

2 Имеется в виду ангел.

3 Иначе говоря, кроме небольшого количества, так как верблюдов, пасущихся без присмотра, можно встретить немного.

 

2042 (6591). Сообщается, что Хариса бин Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, рассказывавший о своём водоёме, сказал: “(Размеры его) сравнимы с (расстоянием) между Мединой и Саной”».

Читать далее