Хадисы от Аль-Бухари

Книга толкования снов. 513

25.12.2014

Глава 1564: Сны праведных.

 

2081 (6983). Передают со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Хорошие сны1 праведных людей являются одной из сорока шести составных частей пророчества».

---

1 Речь идёт о таких сновидениях, которые впоследствии сбываются.

  

Глава 1565: (Благие) сновидения (приходят) от Аллаха.

 

2082 (6985). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Если кто-нибудь из вас видит такие сны, которые ему нравятся, (это значит, что) они (приходят) только от Аллаха, так пусть же он воздаёт Аллаху хвалу за (такие сны) и рассказывает их (другим), если же он видит нечто иное, что ему не нравится, то это – только от шайтана, пусть же он обращается за защитой к Аллаху от зла этого и никому не рассказывает (таких снов), и тогда это ему не повредит».

  

Глава 1566: Радостные вести.

 

2083 (6990). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не осталось от пророчества ничего, кроме радостных вестей”. (Люди) спросили: “А что такое радостные вести?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Благие сновидения”».

  

Глава 1567: О том, кто увидит пророка, да благословит его Аллах и приветствует, во сне.

 

2084 (6993). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Увидевший меня во сне увидит меня и наяву,1 а шайтан не (может) принимать мой облик”».

---

1 Имеется в виду, что такой человек увидит пророка, да благословит его Аллах и приветствует, наяву в мире ином.

2085 (6997). Передают со слов Абу Са’ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что он слышал, как пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Увидевший меня во сне увидит истину, ибо шайтан не (может) представать в моём образе».

  

Глава 1568: Дневные сновидения.

 

2086 (7001, 7002). Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, нередко заходил к Умм Харам бинт Мильхан1, да будет доволен ею Аллах, которая была женой ‘Убады бин ас-Самита. Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, зашёл к ней, и она накормила его, а потом начала искать вшей у него в голове.2 Потом посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, заснул, а потом проснулся, смеясь, и она спросила: “Почему ты смеёшься, о посланник Аллаха?” (В ответ ей пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Во сне некоторые люди из (числа членов) моей общины были показаны мне как участники военного похода на пути Аллаха, которые сидели посреди этого моря как цари, сидящие на тронах (или: подобно царям, сидящим на тронах)”».

(Умм Харам, да будет доволен ею Аллах,) сказала:

«Я попросила: “О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!”»

(Передатчик этого хадиса сказал):

«И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обратился к Аллаху с такой мольбой за неё».

(Умм Харам, да будет доволен ею Аллах, сказала):

«Затем он преклонил голову (и снова заснул), а потом проснулся, смеясь, и я спросила: “Почему ты смеёшься, о посланник Аллаха?” – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) ответил: “Во сне некоторые люди из (числа членов) моей общины были показаны мне как сражающиеся на пути Аллаха…”, сказав то же, что и в первый раз. Я попросила: “О посланник Аллаха, обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он причислил к ним и меня!” – и он сказал: “Ты – из числа первых”».

А когда халифом стал Му’авийа бин Абу Суфйан, Умм Харам приняла участие в морском (военном походе), сойдя же на берег, она упала со своего верхового животного и разбилась насмерть.

---

1 Умм Харам, да будет доволен ею Аллах, была близкой родственницей /махрам/ пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

2 Известно, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был весьма чистоплотен и ежедневно, а то и два раза в день совершал полное омовение, из чего следует, что вшей у него быть не могло, и сообщение о том, что Умм Харам бинт Мильхан, да будет доволен ею Аллах, искала вшей, едва ли может служить указанием на их наличие. Скорее всего здесь речь идёт о профилактической мере, обусловленной тем, что пророку, да благословит его Аллах и приветствует, приходилось встречаться с огромным количеством разных людей.

  

Глава 1569: О том, кто увидел во сне, что он закован в цепи.

 

2087 (7017). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “С приближением этого времени1 сновидения верующего почти всегда будут осуществляться, ибо сновидения верующего являются одной из сорока шести частей пророчества”, а всё, что относится к пророчеству, не может быть ложным».

---

1 Имеется в виду приближение Дня воскресения.

  

Глава 1570: О том случае, когда кто-нибудь видит во сне, как он извлекает что-то из одного маленького окошка и помещает в другое.

 

2088 (7038). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Я увидел во сне, как чёрная женщина с растрёпанными волосами вышла из Медины и остановилась в Махйа’а1, и истолковал (этот сон) как то, что туда были перенесены (эпидемии) чумы (, которые прежде разражались) в Медине».

---

1 Передатчик этого хадиса сказал: «(Махйа’а -) это аль-Джухфа». Аль-Джухфа – селение, расположенное на расстоянии примерно 250 км к юго-западу от Медины.

  

Глава 1571: О рассказывающем о том, чего на самом деле он во сне не видел.

 

2089 (7042). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«(В мире ином) на того, кто станет рассказывать о том, чего на самом деле он во сне не видел, будет возложена обязанность связать узлом два ячменных зерна, чего он никогда сделать не сможет1; в День воскресения ухо подслушивавшего разговоры людей, не желавших этого (или: убегавших от него), зальют расплавленным свинцом, а того, кто создавал изображения, подвергнут мучениям, обязав его вдохнуть в них (душу, чего он никогда не сможет сделать)».

---

1 Здесь подразумевается, что такого человека будут подвергать мучениям до тех пор, пока он не свяжет узлом эти зёрна.

2090 (7043). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, к (наихудшим видам) лжи (относятся рассказы человека) о том, что он видел во сне то, чего на самом деле не видел».

  

Глава 1572: О том, кто считает толкования снов первым толкователем неправильными, если он толкует их неправильно.

 

2091 (7046). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (как-то раз) к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришёл один человек и сказал:

«Сегодня ночью я видел во сне дававшее тень облако, из которого изливались масло и мёд, и я видел людей, собиравших это в свои ладони, и у некоторых из них (в руках) было много (масла и мёда), а у других – мало. И вдруг я увидел верёвку, протянувшуюся от земли до неба, и я увидел, как ты1 взялся за неё и поднялся (по ней) наверх, потом за неё взялся другой человек и поднялся наверх, потом за неё взялся другой человек и поднялся наверх, а потом за неё взялся другой человек, но она порвалась, а затем соединилась вновь». (После этого) Абу Бакр сказал:

«О посланник Аллаха, да станет отец мой выкупом за тебя, клянусь Аллахом, если ты позволишь мне, я истолкую (этот сон)», и пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Толкуй». (Тогда Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«Что касается облака, дающего тень, то это ислам, что касается истекающего из него масла и мёда, то это Коран, сладость которого сочится (из этого облака), и некоторые люди постигают его в большей мере, а другие – в меньшей. Что касается верёвки, протянувшейся от земли до неба, то это – истина, которой ты2 следуешь: ты станешь придерживаться её, и Аллах вознесёт тебя наверх, после тебя станет придерживаться её (другой) человек, и благодаря этому он поднимется наверх, потом станет придерживаться её (другой) человек, и благодаря этому он поднимется наверх, а потом станет придерживаться её другой человек, но она порвётся (в его руках), а потом будет соединена для него, и благодаря этому он поднимется наверх. (А теперь) скажи мне, о посланник Аллаха, да станет мой отец выкупом за тебя, я был прав или ошибся?» (На это) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В чём-то ты был прав, а в чём-то ошибся». (Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,) сказал:

«Клянусь Аллахом, ты должен сказать мне, в чём я ошибся!» – (на что пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:

«Не клянись».

---

1 Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

2 Имеется в виду пророк, да благословит его Аллах и приветствует.

Читать далее

Книга о призыве к покаянию вероотступников и упорствующих и сражению с ними. 512

Глава 1563: Грех поклоняющегося не только Аллаху.

Аллах Всевышний сказал:

«Поистине, если ты впадёшь в многобожие, тщетными окажутся дела твои, и непременно окажешься ты в числе потерпевших убыток!» (“Толпы”, 65).

2080 (6921). Сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Один человек спросил: “О посланник Аллаха, взыщется ли с нас за то, что мы совершали во времена джахилийи?” (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “С того, кто в исламе совершает благие дела, не спросят за то, что он делал во времена джахилийи, а с того, кто в исламе совершает дурные дела1, спросят и за первое, и за последнее2“».

---

1 Здесь имеются в виду вероотступники.

2 Иначе говоря, он понесёт наказание за всё.

Читать далее

Книга о выкупах. 511

Глава 1557: Слова Всевышнего: «А для того, кто убьёт верующего намеренно, воздаянием (послужит) геенна…»(“Женщины”, 93).

 

2074 (6862). Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Верующий не будет стеснён в своей религии1 до тех пор, пока не прольёт запретной крови».2

---

1 Это значит, что человек может сохранять надежду на проявление милости Аллаха и Его прощение даже в случае совершения тяжких грехов.

2 То есть пока он не убьёт кого-либо, не имея на это права, после чего добиться прощения ему будет трудно.

2075 (6866). Передают со слов Ибн ‘Аббаса (, да будет доволен Аллах ими обоими,) что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал аль-Микдаду (, да будет доволен им Аллах):

«Если верующий человек будет скрывать свою веру от неверных, (среди которых он живёт,) после чего объявит о ней, а ты убьёшь его (, ты совершишь грех). В таком же положении был и ты, когда прежде скрывал свою веру в Мекке».

(6874). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не относится к нам тот, кто поднял на нас оружие».

  

Глава 1558: Слова Всевышнего: «И поэтому Мы предписали сынам Исраиля: если кто-нибудь убьёт человека не за (убийство) человека и не за распространение зла на земле1, (это будет равнозначно тому,) как если бы он убил всех людей, а тот, кто оживит его2, как будто оживил всех людей» (“Трапеза”, 32).

1 Имеется в виду либо многобожие, либо грабежи, акты насилия и тому подобные преступления.

2 То есть тот, кто спасёт человеку жизнь.

2075 (6866). Передают со слов Ибн ‘Аббаса (, да будет доволен Аллах ими обоими,) что (однажды) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал аль-Микдаду (, да будет доволен им Аллах):

«Если верующий человек будет скрывать свою веру от неверных, (среди которых он живёт,) после чего объявит о ней, а ты убьёшь его (, ты совершишь грех). В таком же положении был и ты, когда прежде скрывал свою веру в Мекке».

(6874). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не относится к нам тот, кто поднял на нас оружие».

  

Глава 1559: Слова Аллаха Всевышнего: «Мы предписали им в (Торе): жизнь за жизнь, и глаз за глаз, и нос за нос и зуб за зуб, а за раны – воздаяние равным1» (“Трапеза”, 45).

1 То же самое предписывается и мусульманам. См.: “Корова”, 178 – 179.

2076 (6878). Передают со слов ‘Абдуллаха (бин Мас’уда), да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не позволяется (проливать) кровь мусульманина, свидетельствующего о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что я – посланник Аллаха, если не считать трёх (случаев: когда лишают) жизни за жизнь, (когда речь идёт о) женатом человеке, совершившем прелюбодеяние, и (когда) кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину».

  

Глава 1560: О том, кто стремится убить человека, не имея на это права.

 

2077 (6882). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Самыми ненавистными для Аллаха людьми являются трое: отклонившийся от веры1, который находится в святилище /харам/2, человек, стремящийся к сохранению обычаев джахилийи в исламе, и тот, кто ищет (способа) пролить чью-либо кровь, не имея на это права».

---

1 Имеется в виду человек, отклонившийся от истины и не останавливающийся перед совершением грехов.

2 Иначе говоря, на священной территории, например, в Мекке и её окрестностях.

  

Глава 1561: О человеке, который делает то, на что он имеет право, или осуществляет воздаяние равным, не обращаясь к правителю.1

1 Осуществление воздаяния равным является прерогативой официальных властей.

2078 (6888). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Если кто-нибудь станет смотреть (на то, что делается) в твоём доме, не имея на то твоего разрешения, а ты (за это) бросишь в него камнем и выбьешь ему глаз, не будет на тебе греха”».

  

Глава 1562: Выкуп за (отрезанные) пальцы.

 

2079 (6895). Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Этот и этот равнозначны друг другу», имея в виду мизинец и большой палец.1

---

1 Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, имел в виду, что выкуп за каждый из этих пальцев будет одинаковым. В подобных случаях выкуп равен одной десятой выкупа за убийство.

Читать далее

Книга о (наказаниях для людей) из числа неверных и вероотступников, которые воюют (с Аллахом и Его посланником) 510

Глава 1555: Какому наказанию можно подвергнуть человека с целью назидания и воспитания?

 

2072 (6848). Передают со слов Абу Бурды аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не раз говорил:

«Не следует давать человеку свыше десяти ударов, если только (он не заслуживает) одного из установленных Аллахом наказаний /худуд/».

Глава 1556: Ложное обвинение рабов.1

1 В данном случае имеются в виду обвинения в совершении прелюбодеяния.

2073 (6858). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я слышал, как Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “В День воскресения того, кто станет обвинять своего невольника (в совершении прелюбодеяния), в чём (на самом деле) он невиновен, подвергнут бичеванию, если только (этот невольник действительно) не является таким, как он (его назвал)”».

Читать далее

Книга заповедей. 509

Глава 1552: Нанесение ударов голыми пальмовыми ветвями и сандалиями.

 

2065 (6777). Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

«(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, привели человека, выпившего (вина, и) он сказал: “Побейте его!” Абу Хурайра сказал: “И некоторые из нас стали бить его своими руками, некоторые – своими сандалиями, а некоторые – своей одеждой, а когда (этот человек) ушёл, кто-то из людей воскликнул: “Да посрамит тебя Аллах!” – (и тогда пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал: “Не говорите так и не помогайте шайтану одолеть его!”»

2066 (6778). Сообщается, что ‘Али бин Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал:

«Я никогда не испытывал жалости к тому, кто умирал, когда я подвергал его установленному наказанию /хадд/, если не считать наказанных за употребление вина, и в случае смерти такого человека я выплачивал (его родственникам) выкуп, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не установил (, сколько ударов следует давать за употребление вина)».

2067 (6780). Передают со слов ‘Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах, что при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, был один человек, которого звали ‘Абдуллах по прозвищу Осёл. Он смешил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что же касается пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то ему случалось приказывать бить его за употребление вина. Однажды его привели к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и стали бить его по его приказанию, а один человек воскликнул:

«О Аллах, прокляни его! Как часто его приводили!» – (на что) пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не проклинайте его, ибо клянусь Аллахом, я знаю, что он любит Аллаха и Его посланника!».

  

Глава 1553: (Разрешается) проклинать вора, не называя никого по имени.

 

2068 (6783). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Да проклянёт Аллах вора, который крадёт яйцо, за что ему отрубают руку1, и который крадёт верёвку, за что ему отрубают руку!»

---

1 Здесь и далее имеется в виду кисть руки.

  

Глава 1554: За что следует рубить руку?

Аллах Всевышний сказал:

«А вору и воровке отсекайте руки их…» (“Трапеза”, 38).

2069 (6789). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Руку следует отрубать за (кражу) того, что оценивается в четверть динара и выше».

2070 (6792). Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, руку вора отрубали за (кражу) того, что стоило не меньше щита.

2071 (6795). Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что (как-то раз по велению) посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, (одному человеку) отрубили руку (за кражу) щита стоимостью в три дирхема.

Читать далее