Женщина в исламе

СКАЧАТЬ: Женщина в исламе

  Женщина в исламе

  Что делать мусульманкам, если законы государства запрещают фотографироваться на паспорт в головном платке?

Согласно шариату, верующие женщины, выходя в общество, обязаны покрывать голову и все остальные части тела, за исключением лица и кистей рук. Священный Коран гласит: «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов…» (Ан-Нур, 31);

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала» (Аль-Ахзаб, 59).

Ограничение права мусульманок на ношение хиджаба или головного платка, а также фотографирование в таком виде на паспорт или удостоверение личности является ограничением основных гражданских свобод и права на вероисповедание. Но если действующее законодательство страны запрещает фотографироваться в головном платке и если отсутствие удостоверения личности не позволяет мусульманкам пользоваться своими политическими и гражданскими правами (например, правом на образование, свободное перемещение или медицинское обслуживание), то на них не будет греха, если они сфотографируются с непокрытой головой.

Ахмад и Ибн Маджа передали со слов Абу Зарра, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Всевышний Аллах простил моим последователям то, что они совершают по ошибке, по забывчивости или под принуждением». В других сборниках этот хадис был передан со слов Ибн ‘Аббаса и Саубана, и аль-Албани назвал хадис достоверным .

Нам известно, что некоторые девушки, чтобы не фотографироваться на удостоверение личности без головного убора, надевают поверх платка парик. Поступать так неправильно, потому что Пророк запретил ношение париков. Аль-Бухари передал со слов матери правоверных ‘Аиши, что Посланник Аллаха сказал: «Аллах проклял тех, кто изготавливает и носит парики».

Мусульманка не несет ответственности за то, что она вынуждена сфотографироваться на паспорт или удостоверение личности без головного платка для того, чтобы поступить в университет, вступить в законный брак или выехать со своей семье за пределы страны. И нет никакой необходимости в сознательном совершении другого предосудительного поступка (в данном случае надевании парика) для того, чтобы избежать действия, которое не засчитывается ей как ослушание. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Как должна выглядеть женщина в обществе других женщин?

Некоторые ученые запрещали мусульманкам снимать платок и обнажать любые части тела, кроме лица и кистей рук, перед неверующими женщинами, будь то иудейки, христианки или язычницы. Всевышний Аллах сказал: «…И пусть они прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин…» (Ан-Нур, 31). Упоминание о «своих женщинах» означает, что мусульманка не должна раскрываться в присутствии женщин, исповедующих другие религии. Об этом говорили Ибн Аббас, Муджахид и др.

Са’ид б. Мансур передал, что ‘Умар б. аль-Хаттаб написал Абу ‘Убейде: «До меня дошло, что некоторые мусульманки ходят в баню вместе с женщинами, приобщающими сотоварищей к Аллаху. Ты в ответе за это. Если женщина уверовала в Аллаха и последний день, то ее тело могут видеть только ее единоверки». Передают также, что Макхул и ‘Убада б. Наси не разрешали, чтобы христиански, иудейки или огнепоклонницы принимали роды у мусульманок.

Некоторые комментаторы и правоведы считали, что в аяте речь идет обо всех женщинах, независимо от их вероисповедания, потому что причина, по которой мусульманке запрещено снимать платок перед посторонними мужчинами, в данном случае отсутствует. Ибн Кудама, разделявший эту точку зрения, говорил, что иноверки не имеют права смотреть на половые органы мусульманки и принимать у нее роды.

Таким образом, если мусульманка находится в обществе женщин или близких родственников – махрамов, то ей разрешается снять покрывало и обнажить то, что не выходит за рамки приличия (волосы, шею, вырез на груди, руки до предплечий, ноги до середины голени). Мусульманке не подобает носить узкую одежду, которая облегает ее тело, или короткую юбку даже в присутствии отца, брата или сестер-мусульманок, и тому есть несколько объяснений.

Во-первых, так поступают неверующие женщины. Абу Давуд передал со слов Ибн ‘Умара, что Посланник Аллаха сказал: «Если кто-либо уподобляется другому народу, он и сам является одним из них» . Поэтому мусульманка не должна уподобляться неверующим и распутным женщинам даже в присутствии близких родственников и женщин.

Во-вторых, так поступают женщины, которые обречены на мучения в Аду. Ат-Табарани передал со слов Абу Хурейры, что Пророк сказал: «Я до сих пор не видел два вида адских мучеников. Это люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но в то же время обнаженные женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что это благоухание будет слышно на таком-то расстоянии». Этот же хадис передал Абд ар-Раззак, и ат-Тувейджри назвал его достоверным. Это значит, что мусульманка не должна одеваться так, чтобы при этом она выглядела почти раздетой.

В-третьих, надевая обтягивающие брюки или короткую юбку, женщина подает дурной пример другим мусульманкам, некоторые из которых могут обольститься ее видом и надеть такую же одежду уже в присутствии мужчин.

В-четвертых, она подает дурной пример малолетним девочкам, в сознании которых укладывается, что ношение подобной одежды не является предосудительным поступком.

В-пятых, тело женщины целиком является ауратом, т.е. его необходимо прикрывать от посторонних взоров. Передают со слов Ибн Мас’уда, что Пророк сказал: «Женщина является ауратом, и если она выходит, то сатана начинает возвеличивать ее». Этот хадис передал ат-Тирмизи, и аль-Албани назвал его достоверным .

Поэтому женщина может носить любую одежду только перед мужем. Это самое правильное мнение по данному вопросу. А лучше всего об этом известно Аллаху

Можно ли женщинам удалять волосы на лице?

Мусульманские богословы запрещают выщипывать волосы на бровях. Передают, что Ибн Мас’уд рассказывал со слов Пророка r: «Аллах проклял женщин, которые делают татуировки и которым делают татуировки; которые выщипывают волосы на лице и которым выщипывают их; которые обтачивают зубы для красоты и изменяют творение Аллаха». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В нем упомянуты женщины, ведь именно они, как правило, совершают перечисленные поступки. Несмотря на это, запрет на выдергивание бровей, нанесение татуировок и обточку зубов распространяется как на женщин, так и на мужчин.

Некоторые ученые понимали данный хадис буквально, запрещая женщинам удалять даже те волосы, которые растут на щеках и подбородке. Ат-Табари писал: «Женщине не разрешается изменять тот внешний вид, который ей придал Аллах, добавляя или удаляя что-либо с намерением приукраситься для мужа или для кого-либо другого. Женщине со сросшимися бровями не разрешается удалять волосы на переносице, полагая, что это придаст ее лицу сияние, или наоборот. Если у нее есть лишний зуб, то ей запрещается удалять его, а если один из зубов слишком длинный, то его не разрешается срезать. Нельзя выщипывать волосы, растущие на щеках, над верхней губой, под нижней губой и т.п. Все это запрещено и относится к изменению того, что создал Аллах. <…> Исключением является то, что причиняет вред человеку или доставляет ему неудобство, например, если лишний или слишком длинный зуб мешает принимать пищу».

Известно, что Ибн Мас’уд запрещал выщипывать волосы со лба. Шейх аль-Албани запрещал выщипывать волосы между бровями. Однако многие богословы разрешали женщинам удалять волосы, растущие на лбу, переносице, щеках, подбородке и других местах, на которых волосы обычно не растут. Ан-Навави писал, что поступать так не только не запрещено, но и желательно.

По поводу сбривания или подстригания волос на бровях богословы тоже высказывали разные мнения. Одни запрещали это категорически, а другие считали это нежелательным. Мы считаем, что верующие женщины должны избегать этого ради Аллаха и не подражать неверующим, которые навязывают людям свои критерии красоты. Поступая так, человек искажает облик Божьего творения и повинуется сатане, который пообещал Всевышнему: «Я непременно введу их в заблуждение, возбужу в них надежды, прикажу им обрезать уши у скотины и прикажу им искажать творение Аллаха» (Ан-Ниса, 119). Поэтому сбривать или подстригать волосы на бровях разрешается только тогда, когда в этом есть необходимость, например, если они мешают видеть. А лучше всего об этом известно Аллаху

Обязательно ли присутствие женщин на праздничных намазах?

Ученые разошлись во мнениях относительно того, должны ли женщины присутствовать на праздничных намазах. Абу Бакр, ‘Али ибн Абу Талиб и Ибн ‘Умар считали, что они обязаны присутствовать на них. Об этом сообщил кадий ‘Ийад. Абу Хамид (представитель ханбалитской школы) и аль-Джурджани (представитель шафиитской школы) считали, что присутствие женщин на праздничном богослужении желательно, независимо от их возраста. Большинство богословов шафиитского толка считали, что желательно присутствие только пожилых женщин, но не молодых девушек. Имам Ахмад не считал это предписание желательным, но разрешал женщинам присутствовать на праздничных намазах. Об этом сообщил Ибн Кудама. Малик и Абу Йусуф считали это нежелательным. Ат-Тирмизи передал это мнение от имени ас-Саури и Ибн аль-Мубарака, а Ибн Кудама – от имени Йахьи ибн Са’ида аль-Ансари и Ибрахима ан-Наха’и. См. «Нейл аль-Аутар», т. 3, с. 275.

Из достоверных хадисов известно, что во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, женщинам было приказано присутствовать на праздничном богослужении. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Умм ‘Атыййи: «Нам было велено в праздничные дни выходить из дома вместе с молодыми девушками и женщинами, у которых идут месячные кровотечения, чтобы они могли принять участие в благих начинаниях и присутствовать при обращении с мольбой к Аллаху. Но женщины, у которых идут месячные кровотечения, должны были стоять в стороне от места моления».

Нам не известны тексты, которые бы сводили это повеление в плоскость желательных предписаний. Тем более что приказ совершать праздничные намазы встречается в Коране: «Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (108:2); «Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и молился» (78:14-15). По мнению комментаторов, в первом аяте речь идет о намазе в праздник жертвоприношения, а во втором – в день разговения. Тем не менее, многие ученые считали присутствие женщин на праздничных намазах крайне желательным, но не обязательным. Естественно, при выходе из дома они обязаны соблюдать все требования, предъявляемые к женской одежде, не должны умащаться благовониями и должны находиться поодаль от мужчин.

Может ли мусульманка накрыть стол в присутствии гостей своего супруга?

Передают, что Сахл б. Са’д рассказывал: «Когда Абу Усейд ас-Са’иди женился, он пригласил к себе на свадьбу Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и его сподвижников. Еду для них готовила и подавала одна лишь Умм Усейд, его супруга. Для этого с ночи она замочила финики в каменном сосуде. Когда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, окончил трапезу, она растворила в воде оставшиеся плоды и угостила его получившимся напитком. Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим, Ибн Маджа и др. Аль-Бухари поместил его в главу «О том, как женщина появляется перед мужчинами на свадьбе и самостоятельно ухаживает за ними».

Комментируя это предание, Ибн Хаджар сказал: «Из хадиса следует, что женщине позволено ухаживать за супругом и его гостями. Совершенно ясно, что это допустимо при условии, что нет опасности соблазна и что женщина соблюдает требования, предъявляемые к ее одежде. Мужчине же разрешается пользоваться услугами жены в таких случаях». См. «Фатх аль-Бари», т. 9, с. 312.

Некоторые считают, что описанные события, возможно, имели место до того, как было ниспослано веление о ношении хиджаба. Однако подобные предположения не имеют никакого значения, поскольку из хадиса никоим образом не следует, что жена сподвижника вышла к гостям без покрывала. Таким образом, мусульманка имеет право прислуживать супругу и его гостям, накрывать на стол и преподносить им угощения, соблюдая при этом все требования, предъявляемые к одежде.

Может ли женщина смотреть на посторонних мужчин?

Между богословами нет разногласий по поводу того, что женщинам запрещается смотреть на посторонних мужчин, испытывая сладострастное влечение. Всевышний сказал: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы» (ан-Нур, 31). Однако данное откровение имеет общий смысл, и поэтому некоторые ученые полагали, что женщинам при любых обстоятельствах запрещается смотреть на посторонних мужчин, равно как и мужчинам запрещено смотреть на посторонних женщин. Таково одно из двух противоположных суждений, дошедших до нас от имени имамов аш-Шафи’и и Ахмада. Ан-Навави считал это мнение наиболее правильным, поскольку оно соответствует очевидному смыслу коранического аята. Помимо того, оно подтверждается хадисом, переданным Ахмадом, Абу Давудом и ат-Тирмизи со слов Умм Саламы: «Однажды я и Меймуна находились воле Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и тут к нам подошел Ибн Умм Мактум. Это произошло после того, как нам было велено покрываться, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Покройтесь!» Мы сказали: «О посланник Аллаха, разве он не слеп. Он ведь не увидит и не узнает нас». Он ответил: «А разве вы обе тоже слепы? Разве вы не видите его?» Одним из рассказчиков хадиса был клиент (вольноотпущенник) Умм Саламы по имени Нахбан. Ибн Хиббан и аз-Захаби считали его заслуживающим доверия. Ат-Тирмизи назвал хадис хорошим и достоверным.

Другие ученые считали, что женщинам не запрещается смотреть на посторонних мужчин (исключая те части тела, которые принято скрывать) без сладострастного влечения. Это суждение подтверждается следующим рассказом ‘Аиши: «Эфиопы играли в мечети своими копьями, и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прикрыл меня, чтобы я могла посмотреть на них. Я продолжала смотреть до тех пор, пока сама не отошла оттуда. Посему с пониманием относитесь к молодым девушкам, которые хотят послушать пение». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и другие.

Некоторые ученые, в том числе имам ан-Навави, предполагали, что описанная здесь история произошла, когда ‘Аиша еще не достигла совершеннолетия или до того, как женщинам было приказано покрываться. Однако оба этих предположения неверны. Ибн Хаджар отметил, что эфиопы играли в мечети копьями, когда их делегация прибыла в Медину, а это произошло в 7 г.х., когда матери правоверных ‘Аише было шестнадцать лет. Что же касается аята о покрывале, то он был ниспослан до похода на бану аль-мусталик, состоявшегося в конце 6 г.х.

В пользу второго мнения также свидетельствует хадис Фатимы бт. Кейс, которой Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел выждать срок идда в доме Ибн Умм Мактума. Он сказал: «Поистине, он – слепой мужчина, и ты сможешь снимать покрывало в его присутствии». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. Помимо того, достоверно известно, что Посланник, мир ему и благословение Аллаха, читал проповеди для женщин, беседовал с ними, принимал их у себя дома. Сподвижники тоже встречались с посторонними женщинами в домах, на улицах и базарах, и никому из них не было велено прикрывать лицо в присутствии посторонней женщины. Поэтому суждение о том, что женщинам не запрещено смотреть на посторонних мужчин без вожделения, представляется нам наиболее правильным.

Что же касается хадиса Умм Саламы, то его можно совместить с остальными текстами. По мнению Абу Давуда, упомянутое в нем предписание распространялось только на матерей правоверных – жен Посланника, мир ему и благословение Аллаха. Ибн Хаджар в «ат-Талхисе» назвал это мнение хорошим. По его словам, ему же отдал предпочтение аль-Мунзири. Тем не менее, в книге «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджар предположил, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел своим женам прикрыться, потому что Умм Мактум не знал об их присутствии, и некоторые части его тела, которые следует прикрывать, могли быть открытыми, а сам он мог даже не почувствовать этого. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Может ли мусульманка носить широкие брюки?

Имам Ахмад передал со слов Усамы б. Зейда, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дал ему коптскую рубашку из плотного полотна, которую ему подарил Дихья аль-Кальби. Он же подарил ее своей жене. Однажды посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, спросил его: «Почему ты не носишь эту рубашку?» Он ответил: «О посланник Аллаха! Я подарил ее своей жене». Тогда он сказал: «Ступай и вели ей надеть снизу что-нибудь. Я опасаюсь, что форма ее костей будет выделяться». Аль-Албани сказал, что этот хадис передали ад-Дийа аль-Макдиси, Ахмад и аль-Бейхаки с хорошей цепочкой рассказчиков.

Комментаторы отмечали, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, велел ей надеть снизу рубаху, потому что одежды коптов, как правило, позволяли видеть очертания тела.

Ахмад и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я до сих пор не видел два вида адских мучеников. Это – люди, которые держат в руках плети, похожие на коровьи хвосты, и бьют ими других, а также одетые, но в то же время обнаженные женщины, которые склоняются в сторону и призывают к этому других, а их головы похожи на покачивающиеся верблюжьи горбы. Они не попадут в Рай и даже не почувствуют его благоухания, несмотря на то, что оно будет ощущаться на таком-то расстоянии».

Ахмад и Абу Давуд передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, проклял мужчин, надевающих женскую одежду, и женщин, носящих мужскую одежду. Аль-Бухари же передал со слов Ибн Аббаса, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, проклял мужчин, которые уподобляются женщинам, и женщин, которые уподобляются мужчинам.

Таким образом, мусульманкам запрещено носить брюки (если только поверх них нет широкого платья), потому что они подчеркивают форму тела и являются мужской одеждой. Платье не должно подчеркивать бедра и остальные части тела женщины, и верующие должны помнить о суровом предостережении Пророка, мир ему и благословение Аллаха, который проклял женщин, уподобляющихся мужчинам, и сообщил о появлении тех из будущих обитателей Ада, которые даже в одежде будут выглядеть раздетыми. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Разрешается ли женщинам читать Коран с непокрытой головой?

Женщина должна полностью покрывать свое тело одеждой, соответствующей требованиям шариата, – в том числе покрывать голову платком, – в присутствии посторонних мужчин, поскольку Всевышний сказал: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» (ан-Нур, 31);

«О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала» (аль-Ахзаб, 59).

Женщинам также приказано покрывать тело и голову во время намаза. Передают со слов Аиши, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах не принимает намаз девушки, достигшей половой зрелости, если она совершает его без накидки, покрывающей голову и грудь». Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа, а Ибн Хузейма назвал его достоверным. По этому поводу есть много достоверных сообщений.

Если же женщина читает Коран в уединении или в присутствии близких родственников (махрамов), то она не обязана покрывать голову, поскольку повеление делать это во время намаза не распространяется на чтение Корана и поминание Аллаха иными способами. А лучше всего об этом известно Аллаху

Может ли женщина накормить грудным молоком взятого на воспитание подростка для того, чтобы не покрывать голову в его присутствии?

Богословы высказывали по этому поводу девять разных мнений. Аиша, Урва б. аз-Зубейр, Ата б. Абу Рабах, аль-Лейс б. Саад, Ибн Алия и др. считали, что если женщина пять раз накормит грудным молоком взрослого постороннего мужчину, то между ними устанавливается молочное родство. Во времена Пророка, мир ему и благословение Аллаха, так было установлено родство между семьей Абу Хузейфы и их бывшим рабом Салимом.

Муслим передал со слов Аиши, что Сахля бт. Сухейл пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и сказала: “О посланник Аллаха! Освобожденный раб Абу Хузейфы по имени Салим живет с нами, и он уже достиг совершеннолетия”. Он сказал: “Напои его своим молоком и породнись с ним”. В версии Ахмада сообщается, что ей было велено напоить его молоком пять раз.

Тем не менее, многие не разделяли эту точку зрения. Умм Салама, аль-Хасан аль-Басри, аз-Зухри, аль-Аузаи, Икрима, Катада и др. считали, что молочное родство устанавливается только в том случае, если ребенок еще не был оторван от груди. Ат-Тирмизи передал со слов Умм Саламы, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Молочное родство устанавливается только в том случае, если молоко проникает через стенки кишечника и если ребенок еще не оторван от груди”. Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным.

Большинство же ученых придерживались того мнения, что молочное родство устанавливается только тогда, когда ребенку еще не исполнилось двух лет.

Всевышний сказал: «Его мать носила его, испытывая изнеможение за изнеможением, и отняла его от груди в два года» (Лукман, 14).

По этому поводу есть также хадис, переданный ад-Даракутни и Ибн Ади со слов Ибн Аббаса: “Кормление принимают во внимание только в первые два года жизни ребенка”. Однако богословы признали это сообщение прерванным, т.е. эти слова принадлежали самому Ибн Аббасу.

Это мнение разделяли Умар б. аль-Хаттаб, Ибн Аббас, Ибн Масуд, аш-Шафии, Абу Ханифа, ас-Саури, аль-Хасан б. ас-Салих и Малик. По некоторым источникам, его же придерживались Абу Хурейра, Ибн Умар, Ахмад, Абу Йусуф, Саид б. аль-Мусаяб, аш-Шааби, Исхак, Абу Убейда, Ибн аль-Мунзир и др.

Они считали, что случай с Салимом носил частный характер и был исключением. Поскольку он произошел в первые годы после хиджры, некоторые ученые полагали, что вытекающее из него предписание было аннулировано указанными выше хадисами. Однако для обоснования аннулирования предписания не достаточно доказать то, что одно событие предшествовало другому. Нужно иметь недвусмысленные сообщения о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отменил более раннее положение религии. В данном случае таких доводов нет, и поэтому заявления об отмене этого предписания выглядят неубедительно.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, также не сказал, что случай с Салимом является исключением, и если бы это было так, то он обязательно разъяснил бы это сподвижникам. Именно так он поступил, когда разрешил Абу Бурде принести в жертву козленка в возрасте до одного года. Аль-Бухари и Муслим передали со слов аль-Бары, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал ему: “Зарежь его, но такое жертвоприношение не засчитается никому после тебя”.

В истории с Салимом посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не сделал такой оговорки, и у нас нет веских оснований считать этот случай исключением. Поэтому некоторые ученые, – в том числе Ибн Теймия, аш-Шаукани, Ибн Усеймин и др., – считали, что обычно молочное родство устанавливается при кормлении грудных детей, которым еще не исполнилось двух лет, но при необходимости разрешается напоить грудным молоком подростка, который постоянно живет в чужой семье, если женщине тяжело постоянно покрывать голову в его присутствии. При этом для установления молочного родства его нужно напоить молоком пять раз. Это мнение позволяет объединить все достоверные тексты по этому поводу, и оно представляется мне наиболее предпочтительным. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Разрешается ли брать сирот на воспитание, и если семья взяла на воспитание мальчика, то должна ли жена покрывать в его присутствии голову, когда он достигнет половой зрелости?

Шариат разрешает брать на воспитание сирот или чужих детей, и такая практика была широко распространена среди сподвижников. В известном предании о женщине из племени Гамид, совершившей прелюбодеяние, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, передал ее сына на воспитание одному из мусульман. Этот хадис передал имам Муслим со слов Бурейды.

Если взятого на воспитание мальчика не связывает с членами этой семьи молочное родство, то по достижении половой зрелости все взрослые женщины и девушки в семье должны в его присутствии покрывать голову, как это делается в присутствии посторонних людей.

Поэтому, во избежание подобного неудобства, если ребенку еще не исполнилось двух лет и если у женщины есть грудное молоко, она может накормить его им пять раз для установления молочного родства. В таком случае она становится его молочной матерью и может не покрывать головы в его присутствии даже после достижения им половой зрелости.

Важно помнить, что для установления молочного родства нужно досыта накормить грудного ребенка молоком пять раз. Муслим передал со слов Аиши, что вначале в Коране было сказано, что молочное родство устанавливается после десяти полноценных кормлений. Затем это предписание было аннулировано новым, согласно которому оно устанавливается после пяти полноценных кормлений. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Разрешается ли использование противозачаточных таблеток или других методов для предотвращения зачатия?

Если женщина вынуждена прибегнуть к таким мерам по семейным обстоятельствам или в связи с состоянием здоровья (например, если беременность навредит ее здоровью или помешает кормлению предыдущего ребенка), то ей разрешается принять противозачаточные средства, не причиняющие вреда здоровью женщины. При этом согласие мужа обязательно.

Применение таблеток или иных методов, предотвращающих беременность, можно сравнить с “азлем”, который был распространен среди сподвижников Пророка, мир ему и благословение Аллаха. Передают со слов Абу Саида аль-Худри, что какой-то мужчина спросил: “О посланник Аллаха! У меня есть рабыня, и во время эякуляции я вынимаю половой член из ее влагалища. Я не хочу, чтобы она забеременела, и хочу только того, чего хотят остальные мужчины. Однако иудеи говорят, что поступать так равносильно малому погребению ребенка живьем”. Он сказал: “Иудеи лгут, ибо если Аллах захочет появления ребенка, то тебе не удастся предотвратить это”. Этот хадис передали Ахмад, Абу Давуд и ан-Насаи.

Аль-Бухари и Муслим передали со слов Джабира: “Во времена посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, когда продолжалось ниспослание Корана, мы вынимали половые члены из влагалища, и если бы это было запрещено, то этот запрет отразился бы в Коране”.

Абу Йала передал со слов Рифаа: “Однажды Али, аз-Зубейр, Саад и группа других сподвижников подсели к Умару и стали обсуждать, разрешается ли вынимать член из влагалища при эякуляции. Когда они пришли к заключению, что в этом нет ничего плохого, один из мужчин сказал: “Но ведь они считают, что это – малое убиение младенцев”. Тогда Али сказал: “Убиение не считается, пока одна за другой не пройдут семь стадий: эссенция глины, капля, сгусток крови, разжеванный кусочек, кости, мясо и, наконец, другое творение”. Умар же сказал: “Ты прав, да продлит Аллах твою жизнь”.

Но если супруги не хотят иметь детей, опасаясь того, что не смогут прокормить их, то применение противозачаточных средств запрещается, поскольку такое поведение подразумевает отказ от милости Аллаха и сунны Его посланника, мир ему и благословение Аллаха.

Всевышний сказал: «Нет на земле ни единого живого существа, которого Аллах не обеспечивал бы пропитанием» (Худ, 6).

Поступая так, люди уподобляются язычникам, которые убивали своих детей из страха перед бедностью. Всевышний сказал: «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами» (аль-Исра, 31).

С другой стороны, праведные дети приносят верующим большую пользу в этой жизни и великую награду в жизни будущей. Муслим передал со слов Абу Хурейры, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех: доброго поступка, который остается после него; знаний, которые приносят пользу; и праведного сына, который молится за него”.

Вместе с тем, многочисленность мусульман является одной из составляющих преуспеяния нашей общины. Из хадисов известно, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, желал гордиться в Судный день многочисленностью своих последователей. Поэтому шариат запрещает верующим отказываться от продолжения и увеличения рода без уважительной причины. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Распространяется ли повеление купаться по пятницам на женщин?

Шариат предписывает купаться и принаряжаться для пятничного намаза (надевать красивую одежду, умащаться благовониями, чистить зубы зубочисткой, подстригать ногти, выщипывать волосы под мышками и т.д.), и это распространяется только на мужчин. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Каждый достигший половой зрелости обязан в пятницу искупаться, а также почистить зубы зубочисткой и умаститься благовониями, если сможет найти их”. В другом хадисе, переданном Ахмадом, говорится: “Каждый мусульманин обязан в пятницу искупаться, надеть хорошую одежду и умаститься благовониями, если они есть у него”.

Женщины не обязаны купаться по пятницам, потому что для них пятничный намаз не является обязательным. Тем не менее, если мужчина или женщина ощущают потребность в купании или омовении, то им следует искупаться или умыться. В Коране по этому поводу сказано: «Воистину, Аллах любит кающихся и любит очищающихся» (аль-Бакара, 222). Купаться или умываться с этим намерением разрешается в любое время. А лучше всего об этом известно Аллаху

Известно, что для верующих мужчин в Раю созданы гурии. А есть ли что-либо подобное для женщин?

Всевышний обещал, что каждый верующий – будь то мужчина или женщина – сполна получит награду за совершенные добрые дела. В Коране по этому поводу сказано: «Верующих мужчин и женщин, которые поступали праведно, Мы непременно одарим прекрасной жизнью и вознаградим за лучшее из того, что они совершали» (ан-Нахль, 97).

Райское вознаграждение будет настолько совершенным, что попавшие туда праведники получат все, что пожелают. Всевышний Аллах сказал: «Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите!» (Фуссылат, 31).

Однако праведники пожелают для себя только то, что соответствует человеческой природе и непорочному подсознанию, потому что они и их супруги будут очищены от всего дурного: «А тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы введем в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. У них там будут очищенные супруги» (ан-Ниса, 57).

Верующая женщина в Раю, с позволения Премудрого Господа, снова выйдет замуж за своего мужа, если она была замужем за мусульманином. В Коране сообщается, что ангелы молятся за верующих: «Господь наш! Введи их в сады Эдема, которые Ты обещал им, а также праведников из числа их отцов, супруг и потомков. Воистину, Ты – Могущественный, Мудрый» (Гафир, 8).

Но если праведная женщина не имела верующего мужа в этом мире, то Аллах одарит ее мужем, который будет достоин ее и которым она будет довольна. Более того, она не пожелает для себя никого другого, потому что в Коране сказано: «Они пребудут в них вечно и не пожелают для себя перемен» (аль-Кахф, 108).

Что же касается вечно юных отроков, которые прислуживают верующим в Райских садах, то они не будут играть роль мужей для праведниц, попавших в Рай. А лучше всего об этом известно Аллаху!

Должна ли женщина возмещать намазы после очищения от менструации?

Приверженцы Сунны единодушны в том, что женщины после менструации не возмещают намазы. Передают, что Муаза спросила Аишу: «Почему женщина после менструации возмещает пропущенный пост и не возмещает пропущенные намазы?» Она сказала: «При жизни посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мы тоже сталкивались с этим. Нам было велено возмещать пропущенный пост, но не было велено возмещать пропущенные намазы». Этот хадис передали аль-Бухари, Муслим и др.

Но если менструация началась после того, как зашло время полуденного намаза, и женщина не успела совершить его, то после очищения она должна возместить этот намаз. Кроме того, если женщина очистилась во время послеполуденного намаза, то она должна сначала совершить полуденный намаз, а затем – послеполуденный, а если она очистилась во время вечернего намаза, то она должна сначала совершить закатный намаз, а затем уже – вечерний. Это объясняется тем, что в ее положении время полуденного намаза объединяется со временем послеполуденного, а закатного намаза – со временем вечернего. Саид б. Мансур передал слова Ибн Аббаса: «Если женщина очистилась от менструации во время послеполуденного намаза, то она должна совершить полуденный и послеполуденный намазы. А если она очистилась во время вечернего намаза, то должна совершить закатный и вечерний намазы». Похожее сообщение он передал со слов Абд ар-Рахмана б. Ауфа. Имам Ахмад сказал, что это мнение разделяло большинство последователей сподвижников, кроме аль-Хасана.

Достоверные высказывания Пророка, мир ему и благословение Аллаха, по этому поводу нам неизвестны, однако в таких случаях опираться на обоснованное суждение большинства сподвижников и их последователей лучше, чем отказываться от их мнения. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Какие части тела женщина должна прикрывать?

Богословы разошлись во мнениях относительно того, что считается “ауратом” у свободных женщин. Аурат – это части тела, которые нужно скрывать от посторонних взглядов. Некоторые шафииты и ханбалиты считали, что тело женщины целиком считается ауратом. Это мнение довольно убедительно, поскольку оно подтверждается хадисом: “Женщина целиком является ауратом”. Его передал ат-Тирмизи, и аль-Албани назвал его достоверным.

Однако не все сподвижники и их последователи разделяли эту точку зрения. Суфьян ас-Саури и Абу Ханифа (по одной из версий) делали исключение для лица, кистей рук и нижней части голени. Большинство богословов, в том числе имам Малик, делали исключение только для лица и кистей рук. Согласно некоторым сообщениям, это мнение также разделяли аш-Шафии и Абу Ханифа. Оно также подтверждается священными текстами. Всевышний сказал: «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны» (ан-Нур, 31).

Ибн Масуд считал, что исключение в этом аяте сделано только для верхней одежды, которую невозможно скрыть. Этого мнения придерживались аль-Хасан аль-Басри, Ибн Сирин, Ибрахим ан-Нахаи, Абу аль-Джауза и др. В то же время Ибн Аббас, Ибн Умар, Ата, Икрима, Саид б. Джубейр, ад-Даххак и многие другие считали, что исключение сделано для лица, кистей рук и колец.

И хотя в Священном Коране нет однозначного позволения открывать лицо и кисти рук, в пользу этого говорит хадис, переданный Абу Давудом со слов Аиши. В нем сообщается, что Асма бт. Абу Бакр пришла к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, в тонкой одежде. Он же отвернулся от нее и сказал: “Асма, если у женщины начинаются менструации, то из ее тела можно видеть только это”. И он показал на лицо и кисти рук. Цепочка его рассказчиков отосланная, потому что его рассказчик Халид б. Дурейк не слышал хадисов от Аиши. Тем не менее, аль-Албани назвал это сообщение хорошим, потому что оно подтверждается похожим хадисом Асмы бт. Умейс, переданным аль-Бейхаки. Если так, то данный хадис конкретизирует предыдущее предание, переданное ат-Тирмизи.

Что же касается стоп, то женщина обязана прикрывать их как в намазе, так и в другое время. Передают со слов Умм Саламы, что однажды она спросила Пророка, мир ему и благословение Аллаха: “Может ли женщина совершать намаз в одном платье и с покрывалом на голове, но без изара?” Он ответил: “Может, если у нее широкое и длинное платье, которое покрывает верхнюю часть ее стоп”. Этот хадис передал Абу Давуд, однако богословы пришли к выводу, что эти слова принадлежали самой Умм Саламе.

В другом хадисе сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил женщинам обнажать стопы и велел им с этой целью удлинять платье на целый локоть. Его передали ан-Насаи, ат-Тирмизи и др. со слов Ибн Умара.

Таким образом, можно утверждать, что женщина должна покрывать свое тело в присутствии посторонних мужчин (не являющихся махрамами), и разногласия могут иметь место только по поводу лица и кистей рук. Безусловно, предпочтительнее, чтобы женщина покрывала лицо и руки тоже, особенно, если в этом есть социальная потребность. Но если женщина не делает этого, то я не вижу оснований для ее порицания. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Разрешается ли мусульманке выходить из дома одной с позволения мужа?

Для женщин безопаснее и лучше оставаться у себя дома и не выходить из него без необходимости. Даже обязательные намазы женщине лучше совершать у себя дома, что подтверждается многими достоверными преданиями. Передают со слов Ибн Масуда, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Намаз женщины в гостиной лучше ее намаза в прихожей, а ее намаз во внутренней комнате лучше ее намаза в гостиной” (перевод смысловой). Этот хадис передал Абу Давуд и др. Аль-Хаким передал его со слов Умм Саламы, и аль-Албани назвал его достоверным.

Повеление не выходить из дома без необходимости упоминается в Коране: «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его посланнику» (аль-Ахзаб, 33). И хотя эти аяты обращены к женам Пророка, мир ему и благословение Аллаха, они распространяются на всех мусульманок, поскольку все они должны походить на матерей правоверных, да будет доволен ими Аллах.

При необходимости незамужняя женщина может выйти из дома с позволения опекуна, а замужняя – только с позволения мужа. Передают со слов Ибн Умара, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Не запрещайте рабыням Аллаха молиться в мечети”. Этот хадис передал Ибн Маджа, и аль-Албани назвал его достоверным. В версии, переданной Ахмадом, Абу Давудом и аль-Хакимом, говорится: “Не запрещайте вашим женам приходить в мечеть, хотя их дома – лучше для них”.

По мнению некоторых богословов, этот запрет не является категорическим. Более того, мужчина имеет право запретить своей жене выходить из дома, если она одевается неподобающим образом, умащается благовониями или ведет себя недостойно. Ахмад и Абу Давуд передали хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Не запрещайте рабыням Аллаха приходить в мечеть, и пусть они выходят, не умащаясь благовониями”. Аль-Бухари и Муслим передали следующий хадис Аиши: “Если бы посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, увидел, как ведут себя женщины сейчас, то он запретил бы им выходить из дома, как это сделали сыны Исраила”. Урва спросил ее: “Сыны Исраила запретили своим женам выходить из дома?” Она сказала: “Да”. Здесь имеется в виду, что уже в тот период женщины стали наряжаться и умащаться благовониями при выходе из дома.

Если женщина выходит из дома одна, то она должна избегать уединения с посторонними мужчинами. Передают со слов Джабира, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: “Кто верует в Аллаха и в Последний день, пусть не уединяется с женщиной, если рядом с ней нет махрама, потому что третьим с ними будет сатана”. Этот хадис передал Ахмад, и достоверных сообщений на эту тему очень много. Мусульманка не должна находиться наедине с посторонним мужчиной на работе или в ином заведении. Она не должна садиться в такси без мужа или близкого родственника – махрама. Однако этот запрет не распространяется на те случаи, когда женщина не остается с посторонним мужчиной наедине, например, если женщин в такси несколько или если в помещении находятся несколько мужчин. Тем не менее, женщина должна избегать общества посторонних мужчин, если в этом нет острой необходимости. А лучше всего об этом известно Аллаху.

Можно ли мужчинам здороваться с посторонними женщинами?

Богословы высказывали по этому поводу разные мнения. Ибн аль-Джаузи считал, что женщина вообще не должна отвечать на приветствие мужчины, следовательно, и мужчина не должен приветствовать женщину. Согласно многочисленным сообщениям, имам Ахмад делал различия между молодыми девушками и престарелыми женщинами, разрешая приветствовать последних. Некоторые считали, что приветствовать посторонних женщин разрешается, если это не приведет к дурным последствиям, и тем более – если они находятся в сопровождении близкого родственника (махрама).

Из достоверных хадисов известно, что во времена посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, мужчины здоровались с посторонними женщинами. В “ас-Сахихах” аль-Бухари и Муслима приводится хадис о том, что Умм Хани бт. Абу Талиб пришла к посланнику Аллаха, когда он купался, а его дочь Фатима прикрывала его одеждой. В хадисе сообщается, что Умм Хани поприветствовала его, и он спросил: “Кто это?” А произошло это в год покорения Мекки.

Также известно, что женщины часто приходили к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, и задавали ему вопросы. Он беседовал с ними, и у нас нет ни одного свидетельства о том, что такое поведение было особенностью Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

Таким образом, мужчинам дозволено слышать голос посторонней женщины, если это не доставляет ему удовольствия. Он также не совершит греха, если первым поздоровается с ней или ответит на ее приветствие. Однако это не должно сопровождаться рукопожатием, поскольку прикосновение к посторонней женщине является тяжким грехом.

Это не противоречит словам Всевышнего: «О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху…» (аль-Мумтахана, 12), потому что присяга от женщин принимается только на словах и не сопровождается рукопожатием.

Аль-Бухари передал слова Аиши: «Клянусь Аллахом, рука посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не касалась рук женщин, когда те присягали ему. Принимая от них присягу, он лишь говорил: “Я принял от тебя эту присягу”».

Передают также, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Я не здороваюсь за руку с женщинами». Этот хадис передал ат-Тирмизи, назвав его хорошим и достоверным.

А лучше всего об этом известно Аллаху!

Разрешается ли женщине носить парик?

Носить парики и шиньоны запрещено, потому что они создают лживое представление, что волос у женщины больше, чем на самом деле. По этому поводу говорится в хадисе Ибн Умара о том, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Аллах проклял тех женщин, которые изготавливают парики, и тех, которые носят их, и тех, которые делают татуировки, и тех, кому их наносят». Этот хадис передали Ахмад, аль-Бухари и другие.

Но если на голове у женщины нет волос, то ей разрешается носить парик для того, чтобы скрыть свой порок, поскольку сокрытие порока разрешено шариатом. Известно, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, разрешил мужчине, которому в одном из сражений отрубили нос, приделать нос, изготовленный из золота. Итак, мы коснулись вопроса, который намного шире, чем вопрос ношения парика. Он включается в себя любые манипуляции и пластические операции для изменения формы носа и т.д. Шариат разрешает проводить пластические операции с целью удаления порока (волчьей пасти, заячьей губы и т.п.). Если же манипуляция осуществляется не для удаления порока, а ради удовлетворения собственной прихоти (удаление бровей, нанесение татуировок и т.п.), то она запрещается.

Женщины должны помнить, что носить парики и шиньоны запрещается даже в том случае, если муж дает на это свое согласие, поскольку верующий не может быть доволен тем, что запрещено Всевышним Аллахом. Носить их запрещается и с намерением понравиться мужу, поскольку любовь и милосердие между супругами устанавливает Всемогущий Творец (См. ар-Рум, 21), и добиться Его благоволения можно только, совершая богоугодные деяния.

Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. (Священный Коран, 2:274)