Запрещено давать деньги в долг под процент

Ислам запрещает как брать деньги в долг под проценты, так и предоставлять такую услугу, независимо от цели ссуды или показателей, при которых начислены проценты.
Несомненно, что кредитор, взимающий проценты у своего должника, является проклятым человеком пред Аллахом и людьми. Однако Ислам, в котором показана технология запрета, признает преступником не только кредитора, но и всех тех, кто принимает участие в этом грехе. Плательщик процента, пишущий долговую расписку, а также свидетель этого акта – все они являются соучастниками греховной сделки. В хадисе говорится: “Аллах проклял того, кто взимает и платит проценты, а также тех, кто свидетельствует и записывает эту сделку”

Однако если безысходность толкает человека взять деньги под проценты, то грех в этом случае ложится только на кредитора. Безысходность определяется следующими условиями:

1. Взятие кредита должно быть оправдано реальной необходимостью, а не всего лишь желанием улучшить свое благосостояние. Необходимость кредита должна быть настолько насущна, что его отсутствие может угрожать жизни человека, например, может быть кредит на еду, одежду или медицинскую помощь.

2. Предел такого кредита не должен превышать ту сумму, которая требуется на решение стоящей проблемы. Так, например, если достаточная сумма денег составляет девять долларов, взятие в долг десяти долларов уже незаконно.

3. Человеку надо приложить максимум усилий, чтобы выйти из трудной ситуации, прибегая к помощи своих братьев мусульман. Но если и в этом случае не найдется выхода, то в Коране говорится так: “Если же кто вынужден поступить подобным образом, не будучи нечестивцем и преступником, то нет на нем греха. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный” (Коран, 2:173)


Ссудный процент, в привычном для нас  понимании, это всего лишь способ «сказать спасибо банку за оказанную услугу», но при детальном рассмотрении он представляет собой механизм формирования «лёгкой» прибыли или дохода, не требующие сколько-нибудь значимых усилий.

В Исламе деньги могут использоваться только для того, чтобы способствовать развитию коммерции и торговли. Поскольку в Исламе обобщены и вынесены в окончательно правильном виде все положения относительно жизни в целом, и экономики, в данном случае, то величайшие исламские богословы сходятся абсолютно без разногласий в том, что деньги, влекущие за собой долг, могут создавать богатство, но посредством эксплуатации, притеснения и даже порабощения тех, кому эти деньги были даны в долг под проценты.

Однако мы должны отметить, что коранический запрет на процент вовсе не подразумевает, что экономические интересы должны строиться на бесплатной основе и иметь альтруистичную основу. В то время как Ислам признаёт капитал фактором производства, тем не менее не позволяет этому фактору иметь превалирующее значение в сделках, когда формируется необоснованный излишек в форме «интереса». Вместо этого Ислам предлагает допустимую и жизнеспособную альтернативу, а именно – разделение прибыли: владелец капитала может законно участвовать в прибылях, но также должен иметь в виду, что на равных разделит с предпринимателем и потери.

Инвесторы при ведении дел на исламских условиях не имеют никакого права требовать фиксированную процентную ставку возвращения данных в долг или пущенных в дело денег. Никто не наделён правом на получение прибыли, если не разделяет участия и в возможном риске, убытке.

Исламское банковское дело – более рисковое по сравнению с обычными банковскими операциями, поскольку именно разделение риска, а не прибыли создаёт основу для ведения всех исламских финансовых операций.

Глобальные финансы, в форме нерегулируемого и неэтичного капитализма, представляют глубокую угрозу Исламу. И поскольку Ислам явно запрещает концентрацию богатства в руках немногих, что влечёт за собой непозволительную роскошь (исраф) и в то же время скупость, признаки глобальной финансовой либерализации находятся в глубоком конфликте с мусульманскими ценностями. Хотя гуманность как основа жизни имеет место во всех мировых конфессиях, которые призывают к честности, открытости и морали.

И происходящее сегодня во всём мире лишний раз доказывает нам, что основу всей мировой экономики всё же должна составлять именно нравственность.

Библиотека

"Введение в практику Ислама" Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.

"Ислам проклинает террор" Мораль Ислама - источник мира и доверия между людьми О войне в Коране Подлинное лицо террористов, действующих "от имени веры"