Санкт-Петербургская Соборная мечеть (Татарская мечеть)

1В мае 1881 года татарская община Санкт-Петербурга обратилась к правительству Российской империи с прошением о разрешении строительства мечети в Санкт-Петербурге, но инициатива петербургских мусульман понимания у властей не нашла. Вопрос о постройке Соборной мечети снова был поднят в 1904 г. при встрече русского императора Николая II с эмиром Бухарским и получил высочайшее дозволение. Петербургским татарам разрешалось приобрести участок земли для строительства мечети. Тогда же эмир пожертвовал крупную сумму для покупки земли на Петербургской стороне, был проведен архитектурный конкурс и в дальнейшем начались проектные и строительные работы.

На конкурсе первой и второй премиями были отмечены проекты архитектора Н.В.Васильева, соавторами проекта были гражданский инженер С.С.Кричинский, который занимался конструктивными решениями, и архитектор А.И. фон Гоген. Рекомендации для конкурса были разработаны ахуном Атауллой Баязитовым. Требовалось соорудить мечеть в два яруса, с хором, со строгим внутренним убранством, с дополнительным подвальным помещением для размещения верующих во время ежегодных мусульманских праздников.

Итоги конкурса были подведены 11 марта 1908 года. Всего было рассмотрено 45 проектов. Архитектор Н.В. Васильев предлагал за образец взять мавзолей Гур-Эмир в Самарканде

Церемония официальной закладки Соборной мечети была  приурочена  к 25-летнему юбилею правления эмира Бухарского и состоялась 10 февраля 1910 года. 21 февраля 1913 г. в здании мечети, в присутствии почетных гостей было совершено первое торжественное богослужение,  приуроченное к празднованию 300-летия царской династии Романовых.

 Этому поистине важнейшему событию в жизни татарской общины Санкт-Петербурга предшествовала2 большая организационная работа. 5 ноября 1905 года был организован Комитет по постройке Соборной мечети в Санкт-Петербурге. Он был утверждён министром внутренних дел Столыпиным П.Г. в январе 1906 года. Комитет состоял из 20 мусульман, государственных и общественных деятелей, купцов. Его организатором стал писатель и публицист Ахун Баязитов, председателем стал полковник Абдул-Азиз Давлетшин. Комитет получил право на сбор средств в размере 750 000 рублей в течении 10 лет на территории Российской Империи. Для этого выпускались лотерейные билеты и печатались открытки с проектными видами мечети. Большой вклад внес и эмир Бухарский, который помог приобрести земельный участок на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка (дом №7), принадлежавший инженеру И. Долоцкому.

Однако этого оказалось недостаточно и было принято решение дополнительно приобрести дом на соседнем участок, который 17 ноября 1907 года был выкуплен. Здесь временно разместили помещения для омовения, которые необходимо совершить перед входом в мечеть. Так же в здании разместились мастерские архитекторов, строительная контора и приёмная Комитета, а оставшиеся помещения сдавали в наём, прибыль с которого шла на строительства храма.

Проект мечети и заявка на разрешение о начале работ были представлены А. И. фон Гогеном в городскую управу 14 декабря 1908 года. 3 апреля 1909 года Кричинскому было выдано свидетельство на проведение подготовительных работ, установку забора. Одновременно проект был отправлен на экспертизу в Академию Художеств. В целом он был одобрен, но получил возражение по поводу выбранного места для мечети. Несогласие было обосновано тем, что мусульманский храм оказывался рядом с православным Свято-Троицким собором, домиком Петра I, что нарушало историческую целостность центра Санкт-Петербурга. Однако Столыпин, в целом согласившись с доводами Академии Художеств, посчитал что разрешение на строительство обратно взять будет нецелесообразно.

В августе 1911 года Н. В. Васильевым был составлен проект дома для омовений. В сентябре получено разрешение на строительство, разобран деревянный флигель, на его месте к осени 1913 года появилось новое сооружение.  К концу 1914 г. основные работы по внутренней отделке здания были завершены,  но техническое оснащение и декоративная отделка здания продолжались и после революции. Начало Первой Мировой войны существенно замедлило ход работ.
В сентябре 1915 года Соборная мечеть была открыта  для платного осмотра, таким образом, собирались деньги необходимые для достройки храма.

Первое богослужение в мечети произошло в феврале 1913 года и было приурочено к 300-летию дома Романовых.

1277032ccad36536245m549x50Уникальная майолика храма создана художником-керамистом П. К. Ваулиным, дедушкой знаменитого петербургского композитора Андрея Петрова. В  1920 году с одного из важнейших мусульманских праздников месяца Рамазан в мечети начались регулярные богослужения. В течение 1920-1921 г. из Бухары в Петроград был доставлен большой тавризский освященный ковер ручной работы для центрального зала – последний подарок эмира Бухарского; площадью около 400 кв. м ковер, расстеленный на полу главного зала.

Основной объем сооружения ориентирован алтарем на Мекку (Юг), в соответствие с мусульманскими традициями. Храм увенчан поднятым на цилиндрическом барабане  ребристым куполом высотой 39 метров, по форме аналогичным венчанию мавзолея Гур-Эмир в Самарканде. Наряду с куполом характерный облик мечети формируют два минарета высотой 48 метров.

 Главный вход, находящийся со стороны Кронверкского проспекта, оформлен  как глубокая ниша с аркой стрельчатых очертаний, а сама ниша Центрального портала  мечети воспроизводит формы порталов мавзолеев Шахи-Зинды.

Главный купол, Центральный портал, а так же завершения минаретов  в ходе строительства были127703944dd36536219m549x50 облицованы цветными изразцами со сложными геометрическими узорами, создающими многоцветный ковер из Средней Азии. Изразцовое убранство, в том числе  изречения из Корана, было создано под руководством  художника П.К.Ваулина. Стены мечети  облицованы серым гранитом, что придает зданию суровый облик, характерный для произведений северного модерна. С каменным массивом стен эффектно контрастирует не только живописно украшенный портал, но и восточный орнамент решеток на окнах. В традициях мусульманского зодчества выполнено и убранство интерьеров.

В 1924 г. была  конфискована часть имущества мечети. Были изъяты и переданы в Антиквариат большой ковер, четыре бронзовых фонаря, три люстры, мебель. В июне 1940 года богослужения были прекращены, имущество мечети изъято (в т.ч. Коран, написанный в 1236 г., серебряные лопатка и молоточек, которые использовались при закладке, а также иное имущество). Здание было передано Ленгорздравотделу под склад медицинского оборудования. Многочисленные обращения верующих ленинградской мусульманской общины в послевоенные годы, которая к началу 1950-х годах  насчитывала  15 000 человек, ходатайства президента Индонезии доктора Сукарно, премьер-министра Индии Джавахарлала Неру возымели действие, и в 1955 г. здание мечети было возвращено Религиозному обществу мусульман Ленинграда.

18 января 1956 года богослужения в мечети были возобновлены. В 1968 году здание Соборной мечети Решением исполкома Ленгорсовета было поставлено под государственную охрану как памятник архитектуры и зодчества.

127703fbc5536536231m549x50Внутреннее устройство мечети сегодня прежнее: на первом этаже расположен большой зал, в котором молятся мужчины, второй этаж отведён женщинам, а на третьем этаже находятся классы воскресной школы (медресе), где преподаются уроки арабского и татарского языков, а так же основы ислама.

Сложные реставрационные работы, начатые в конце 1980-х годов, растянулись до мая 2003 г.

Традиционно жители города называют мечеть – Татарской мечетью, поскольку инициатором ее строительства были именно татары. Она расположена на Петроградской стороне, на углу Кронверкского проспекта и Конного переулка (вблизи станции метро Горьковская).

Размеры здания мечети: длина – 45 м., ширина – 32 м., высота главного купола – 39 м., высота 2-х минаретов (Западного и Восточного) по 48 м., вместимость – до 6000 человек.

 

Библиотека

"Введение в практику Ислама" Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.

"Ислам проклинает террор" Мораль Ислама - источник мира и доверия между людьми О войне в Коране Подлинное лицо террористов, действующих "от имени веры"