Духовное управление мусульман
Санкт-Петербурга и Северо-Западного
региона России
Главная > Ислам в Санкт-Петербурге > Сабантуй в Санкт-Петербурге

Сабантуй в Санкт-Петербурге

Сабантуй, или праздник плугасабан» - плуг, «туй» - праздник) - древний праздник тюркских народов. Ученые-историки склоняются к версии, что своими корнями праздник уходит во времена язычества. Первые упоминания о Сабантуе относятся к III веку до н.э. В языческие времена праздник был свя­зан с молитвами богам о ниспослании урожая. Приняв ислам, тюрки не пере­стали праздновать Сабантуй, который сегодня стал на­стоящей кладовой культурных традиций. Со временем этнические традиции рус­ских и татар перемешались, так что те­перь доподлинно не известно, кто изо­брел бой мешками на бревне или бег в мешках - зрелищные соревнования, ко­торые неизменно сопровождают и рус­скую Масленицу, и татарский Сабантуй.

Несколько десятилетий назад (впервые - в 1965 году) тата­ры и башкиры, проживающие в Ленинграде и Ленинградской области, стали приезжать на по­ляну близ деревни Кузьмолово. Как вспо­минают «ветераны» Сабантуя, в советское время праздник официально не разрешали, но и не запрещали.

До войны татарские семьи каждый год собирались на торжество в деревне Шапки. После войны Сабантуй восстанови­ли. А большую поляну, на которой и по сей день проходит праздник, выбрали для проведения торжеств уже почти 50 лет назад.

Праздник постепенно разрастался, сложились новые связи, возникли куль­турные автономии, появились активисты Сабантуя. Но до 1998 года не было организации, которая офици­ально стала бы заниматься подготовкой праздника, координацией работы с органами исполнительной и законода­тельной власти Санкт-Петербурга и Ле­нинградской области, органами местно­го самоуправления, со всеми структура­ми, которые могли бы помочь в непо­средственном проведении такого мас­сового действа на открытой площадке. С 1998 года праздник организуется фондом «Петербургский Сабантуй», создателями которого стали руководители крупных фирм и предпри­ятий, деятели культуры и творческой ин­теллигенции.

Главная задача фонда «Петербург­ский Сабантуй» - помочь национальному сообществу, проживающему здесь не одну сотню лет, сохранить традиции, не оторваться от своих корней, не забывать вечной и гуманной мудрости народа. В наше сложное время из памяти стира­ются этнические основы. Современная мультикультурная ситуация интенсивно стремится к глобализации. Но мы роди­лись и живем в многонациональной стране и хотим, чтобы наши дети в столь прагматичное время не превратились в «не помнящих родства».

Сабантуй - необычный праздник. В его канве гармонично уживаются пикник, театр, стадион, балаган и ярмарка. Как любой массовый пра­здник, Сабантуй - это культурный продукт, который нуждается не только в тщательной орга­низационной подготовке. Не менее важ­на информационная политика, реклама. Поэтому в преддверии праздника проводится фотовыс­тавка  «Традиции Сабантуя в Ленинград­ской области».

Ежегодно в Сабантуе принимают уча­стие лучшие творческие силы Татарста­на, Башкортостана, Санкт-Петербурга, Ленинградской области. Концерты, спортивные соревнования - националь­ная борьба на поясах - «куряш», лазание на столб, разбивание горшков «всле­пую», бой мешками на бревне, выставки, дегустация блюд национальной кухни - все это Сабантуй... Неудивительно, что с каждым годом праздник привлекает все больше и больше участников и предста­вителей национально-культурных об­ществ Санкт-Петербурга и Ленинград­ской области.

Традиционное народное гуляние «Сабантуй» уже много лет проходит не только на территории нашей страны, но и во всём мире. В России и США, в Турции и Прибалтике, в Финляндии и во множестве других стран «Сабантуй» стал событием, отражающим многовековые традиции, обычаи и культурные ценности.  Только в нашей стране в этом году «Сабантуй» отмечали более чем в 20 регионах - в Тюменской, Астраханской, Челябинской Ульяновской и многих других областях России. Этот уникальный праздник, имеющий многовековую историю, без сомнения является ярким примером сохранения и преумножения культурного наследия народа.

История национального татаро-башкирского праздника «Сабантуй» в Петербурге насчитывает уже 50 лет. Каждый год в последнее воскресенье июня в праздничных гуляниях участвует более 100 000 человек, и «Сабантуй» объединяет вокруг себя людей всех возрастов и профессий, наций и верований. Благодаря особой тёплой атмосфере «Сабантуй» - праздник, посвящённый окончанию посевных работ, давно стал родным для многих жителей Санкт-Петербурга татар, башкир, русских, представителей всех других народов. Без сомнения этот праздник  можно назвать международным и межнациональным, так как с каждым годом в нём все активнее участвуют различные национально-культурные общества, существующие в Санкт-Петербурге, выступают самодеятельные коллективы артистов чувашского, азербайджанского ансамблей, присутствуют гости из Финляндии.

Благодаря подписанию в 2003 году Президентом Татарстана Минтимером Шаймиевым и генеральным директором ЮНЕСКО Коитиро Мацуурой коммюнике о сотрудничестве в области образования, науки и культуры между ЮНЕСКО и Татарстаном, «Сабантуй» включён в список шедевров устного и нематериального наследия человечества ЮНЕСКО.

Постоянными гостями на праздновании стали видные политические и общественные деятели России, губернаторы города и области. А в 2004 году власти города особо подчеркнули важность проведения этого мероприятия,  приняв решение о присвоении празднику статуса общегородского. Особая непринуждённая обстановка на этом празднике как нельзя более способствует налаживанию деловых связей, расширению сотрудничества в деловой и социальной сфере, улучшению экономических, политических и культурных контактов между регионами. Стоит ли удивляться тому, что праздник непременно пользуется заслуженным вниманием и поддержкой бизнес сообщества Санкт-Петербурга и области. Возможность организовывать такие празднества ежегодно, безусловно, является показателем высокого уровня благосостояния народа.

Отдельно нужно отметить, что тот энтузиазм, с которым татары и башкиры участвуют в празднествах, та открытость и гостеприимство, которое они демонстрируют, приглашая на «Сабантуй» гостей разных национальностей, создавая уникальную дружескую атмосферу, являет собой пример редкого единодушия и сплочённости. Невозможно также переоценить роль «Сабантуя» в возрождении языка, культуры, в приобщении молодежи к трудовым традициям старших поколений, к самодеятельному художественному творчеству, к занятиям национальными видами спорта.

Понимая всю важность поддержки и развития мероприятий, подобных «Сабантую», множество частных лиц, бизнес-структур и общественных объединений вносят посильную лепту в организацию и финансировании праздника. Большую помощь в организации праздника оказывает централизованная религиозная организация «Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России» и лично муфтий Ж.Н. Пончаев.

Каждый год среди почетных гостей «Сабантуя» - Губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, Губернатор Ленинградской области В.П.Сердюков; представители администрации Республик Татарстан и Башкортостан; главы районных администраций и комитетов Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

С 1998 года подготовкой и достойной организацией праздников и культурно-массовых мероприятий, в том числе и проведением ежегодного национального праздника «Сабантуй» при участии и поддержке Татарской национально-культурной автономии и представительств республик Татарстан и Башкортостан занимается Фонд «Петербургский Сабантуй».  Во многом именно благодаря стараниям сотрудников Фонда праздник «Сабантуй» в Петербурге стал событием общегородского и регионального масштаба, важность которого для культурной жизни города и региона признана на самом высоком уровне.

Библиотека перейти в раздел
"Введение в практику Ислама"

Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.

"Ислам проклинает террор"

Мораль Ислама - источник мира и доверия между людьми
О войне в Коране
Подлинное лицо террористов, действующих "от имени веры"