Программа «Толерантность» в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг.

ПРОГРАММА

гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге на 2011-2015 годы

(Программа «Толерантность»)

  

Разработчик-координатор Программы

  • Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга

Основные разработчики Программы:

  • Консультативный совет по делам национально-культурных объединенийпри Правительстве Санкт-Петербурга;
  • Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге;
  • государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»;
  • государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;
  • государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский политехнический университет»;
  • государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования»;
  • государственное учреждение культуры «Российский Этнографический музей»;
  • Санкт-Петербургское государственное учреждение
    «Санкт-Петербургский Дом национальностей»;
  • Общественная палата Санкт-Петербурга;
  • Совет по делам иностранных студентов;
  • национально-культурные автономии, представители основных конфессийобщественные организации и объединения.

Ответственные исполнители мероприятий Программы:

  • исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга;
  • органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге;
  • расположенные в Санкт-Петербурге научные, образовательные учреждения, учреждения культуры;
  • общественные организации и объединения;
  • некоммерческие организации

1. Общие положения

Совершенствование городской толерантной среды через всемерное сохранение и развитие всех представленных в Санкт-Петербурге культур и национальных традиций –  интегральная часть усилий органов власти и гражданского общества по закреплению за Санкт-Петербургом роли культурной столицы России, мегаполиса с благоприятной средой для жизни и деятельности миллионов его жителей. Руководствуясь этим, Правительство Санкт-Петербурга принимает Программу «Толерантность» на 2011-2015 годы (далее – Программа).

Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации; положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996             N 909; Законом Российской Федерации «О национально-культурной автономии» от 17.06.1996 № 74-ФЗ; Законом Санкт-Петербурга от 15.09.2004 N 452-67 «О межнациональных отношениях в Санкт-Петербурге», а также в соответствии с Декларацией принципов толерантности и Декларацией о культуре мира, принятыми Организацией Объединенных Наций. При подготовке Программы использованы материалы органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также территориальных представительств федеральных органов государственной власти Российской Федерации, одновременно был учтен опыт национально-культурных объединений и межнациональных организаций Санкт-Петербурга и положительные результаты партнерства государственных и общественных организаций, а также данные научных исследований и рекомендации экспертного сообщества.

При разработке Программы принимался во внимание опыт реализации федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)», а также Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа «Толерантность»).

Разрабатываемая Программа направлена на поддержание в Санкт-Петербурге межнационального мира и согласия на основе соблюдения прав и свобод человека, обеспечение социальной интеграции и культурно-языковой адаптации мигрантов.

Программа реализуется совместными усилиями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с привлечением в установленном порядке органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, расположенных в                        Санкт-Петербурге научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, иных некоммерческих организаций.

2. Исторические и мировоззренческие основы Программы

Программа нацелена на утверждение ценностей гражданской солидарности, обеспечение гармоничного сосуществования и конструктивного взаимодействия всех представленных в городском сообществе этноконфессиональных групп, предупреждение любых проявлений ксенофобии, формирование эффективных механизмов социальной интеграции и культурной адаптации  мигрантов.

Принимаемая Программа наследует лучшие, наиболее эффективные формы и методы реализации Программы «Толерантность», определявшей в период 2006-2010 гг. стратегию гармонизации межэтнических и межкультурных отношений в городе. Выполнение этой Программы, завершающееся в текущем году, благодаря комплексному характеру мероприятий по воспитанию гражданской солидарности, поддержанию мира и согласия, в целом, заложило основы толерантного сознания и поведения всех социальных групп населения города.

Были разработаны и внедрены в учебно-воспитательный процесс комплексы образовательных программ и модулей, направленных на укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи; налажена научно-просветительная деятельность в сфере образования по формированию толерантной среды                          Санкт-Петербурга среди разных возрастных и этнических групп населения; обеспечен доступ широких слоев населения города к объективной информации об этнических и религиозных организациях, действующих в Санкт-Петербурге; организован и проведен ряд этнокультурных и межнациональных мероприятий, как на городском, так и на районном уровне.

Приобретаемый в процессе исполнения Программы опыт позволял более точно оценивать ключевые потребности в сфере укрепления толерантных отношений, а соблюдение принципа системности при формировании толерантной среды   Санкт-Петербурга обеспечило активное и сбалансированное осуществление мероприятий всех разделов Программы. Все это способствовало, в том числе, сокращению числа правонарушений, совершаемых в Санкт-Петербурге на почве межнациональной ненависти, и, соответственно, уменьшению негативных информационных поводов, наносящих серьезный ущерб имиджу города.

Вместе с тем, в современных условиях повышенное значение, в сравнении с периодом реализации предшествующей Программы, приобретают проблемы адаптации мигрантов, особенно в первом поколении. Органичное включение этой категории жителей города в петербургскую социокультурную среду сегодня выступает важнейшей задачей, от решения которой зависит качество жизни в городе и темпы его социально-экономического развития. В то же время интеграция в новый социум – это сложный, длительный и подчас болезненный процесс, предполагающий освоение новых, отличающихся от имевших место в предыдущем жизненном опыте человека, моделей взаимодействия с окружающим миром.

В связи с этим настоящая Программа в значительной степени нацелена на создание условий для языковой и социо-культурной интеграции учащихся-инофонов в петербургское сообщество, содействие адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге. При этом настоящая Программа исходит из того, что формирование толерантности – это встречный процесс и уважение личности каждого человека, взаимную толерантность нужно воспитывать как у жителей Петербурга, так и у «новых петербуржцев».

3. Цели и задачи Программы

Главная цель Программы – совершенствование усилий органов государственной власти и гражданского общества Санкт-Петербурга в деле формирования и укрепления в Санкт-Петербурге толерантной городской среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского социально-культурного самосознания, создание условий для успешной социальной интеграции и культурно-языковой адаптации мигрантов.

Основными задачами реализации Программы являются:

  • Обеспечение конструктивного взаимодействия всех представленных в городском сообществе этноконфессиональных групп, утверждение ценностей гражданской солидарности.
  • Создание условий для профилактики межэтнических и межкультурных конфликтов, искоренения проявлений ксенофобии, мигрантофобии, расизма.
  • Выработка и реализация системного подхода к процессу языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в петербургское сообщество.Реализация комплексных интеграционно-адаптационных мероприятий, направленных на включение российских и зарубежных мигрантов в новую для них культурную среду и систему социальных отношений. При этом первоочередное внимание Программа уделяет языковой и культурной интеграции детей и молодежи, принадлежащей к данной группе жителей города.
  • Воспитание у молодежи позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие сконцентрированного в Санкт-Петербурге многообразия культур.
  • Создание благоприятной атмосферы межкультурного и межконфессионального взаимодействия в петербургском сообществе, расширение форм этнокультурного сотрудничества.

Таким образом, логика концепции, положенной в фундамент Программы, связывает процессы воспитания культуры толерантности, профилактики проявлений ксенофобии, адаптации мигрантов и создания условий для этнокультурного взаимодействия в единую цепь факторов, необходимых для достижения поставленных целей.

4. Программные методы достижения цели и решения задач

Программа предусматривает реализацию комплекса мероприятий, осуществляемых по следующим направлениям:

1. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы и правоприменительной практики в этноконфессиональных отношениях.

2. Разработка и внедрение мер превентивного предупреждения ксенофобии на почве национальной и религиозной розни.

3. Улучшение существующих механизмов миграционной политики в                        Санкт-Петербурге.

4. Выработка и осуществление проектов, нацеленных на социальную интеграцию и культурно-языковую адаптацию мигрантов в петербургское сообщество.

5. Усиление роли медиасообщества в процессе распространения идей гражданской солидарности, взаимоуважения и противодействия негативным стереотипам и установкам.

6. Использование зарекомендовавших себя общемировых практик в области создания толерантной городской среды и успешного включения мигрантов в городское сообщество.

7. Систематический сбор и анализ данных о ходе выполнения Программы.

С учетом положительного опыта научно-экспертного сопровождения предшествующей Программы «Толерантность» (Программы гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы) существенно расширяется научно-методическая составляющая принимаемой  Программы (диагностика этноконтактной ситуации; мониторинг межконфессиональных отношений, этносоциальной стратификации и этнодемографических процессов в мегаполисе; социометрия и тестирование; социолингвистическая экспертиза; прогностика состава и уровня миграционных потоков; осуществление исследований по изучению криминальной ситуации в среде мигрантов; подготовка и публикация аналитических и статистических отчетов по проблемам миграции, поддержка специализированных центров при ведущих высших  учебных заведениях и научных учреждениях Санкт-Петербурга по изучению проблем толерантности и адаптации; проведение экспертных семинаров и круглых столов с участием профильных специалистов: этнопсихологов, культурологов, конфликтологов, социологов, религиоведов).

5. Сроки и этапы реализации Программы

Программа имеет межведомственный комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2011-2015 гг.:

I этап (2011 г.) – разработка методологических, научно-методических и технологических основ конструктивного взаимодействия всех представленных в городском сообществе этноконфессиональных групп; обобщение и развитие имеющегося в Санкт-Петербурге положительного опыта социальной интеграции, культурной и языковой адаптации мигрантов; мониторинг реализации Программы и создание системы контроля за выполнением её мероприятий; широкое информирование жителей                 Санкт-Петербурга о целях, задачах и содержании Программы через средства массовой информации Санкт-Петербурга; привлечение внимания к целям, задачам и содержанию Программы представителей органов местного самоуправления, работников научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, некоммерческих организаций и бизнес-структур; проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности; разработка методики комплексной оценки эффективности мероприятий по социальной и культурной адаптации детей-инофонов в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

II этап (2012-2015 гг.) – реализация системы мероприятий по гармонизации вызываемых протекающими в Санкт-Петербурге миграционными процессами межкультурных, межэтнических и межконфессиональных взаимодействий; совершенствование системы контроля за выполнением мероприятий Программы; внедрение продуктивных методик социальной интеграции и культурно-языковой адаптации мигрантов в городское сообщество; мониторинг осуществления Программы; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.

6. Система программных мероприятий

Программа ориентирована на целевые группы, охватывающие в своей совокупности всё население Санкт-Петербурга, и направлена на основные сферы общественной жизнедеятельности. Достижение целей и задач Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединенных в разделы:

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.

Раздел 2. Межконфессиональное взаимодействие и толерантность в  Санкт-Петербурге.

Раздел 3. Содействие культурному взаимодействию в петербургском сообществе.

Раздел 4. Укрепление ценностей толерантности через взаимодействие с  медиасообществом Санкт-Петербурга.

Раздел 5. Создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в петербургское сообщество. Содействие адаптации мигрантов в                        Санкт-Петербурге.

Раздел 6. Формирование в молодежной среде нетерпимого отношения к идеям ксенофобии, расизма и мигрантофобии. 

Раздел 7. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.

7. Основные условия и направления реализации Программы

Наиболее важным условием успешного выполнения Программы «Толерантность» на 2011-2015 годы  является эффективное межинституциональное сотрудничество всех вовлеченных в ее реализацию сторон, а также ориентация всех мероприятий Программы на достижение конкретных и верифицируемых результатов. Толерантная городская среда, в которую могут быть успешно интегрированы мигранты и члены их семей, может быть сформирована только в результате взаимодействия органов государственной власти Санкт-Петербурга, местного самоуправления, образовательных учреждений, учреждений науки и культуры, неправительственных организаций. Только их реальное взаимодействие может заложить основы гражданского согласия как необходимого условия сохранения стабильности, обеспечить результативность проводимых мероприятий.

Важная задача, на которую должны быть ориентированы все мероприятия программы – донесение до всех слоев населения Санкт-Петербурга необходимости активно противостоять межнациональной и межрелигиозной розни, понимать и разделять идеологию этнической и конфессиональной толерантности. Каждый из разделов Программы должен стать объектом объединенных усилий всех участников Программы в деле всестороннего развития петербургских традиций гражданской солидарности, воспитания культуры мира и формирования толерантности, способствующих обеспечению атмосферы межнационального мира и согласия в Санкт-Петербурге, устойчивого развития экономической и социальной сфер городской жизни.

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования

Сфера образования играет принципиально важную роль в формировании толерантной среды в Санкт-Петербурге, являясь фактором успешной интеграции мигрантов первого поколения в городское сообщество. Настоящий раздел Программы нацелен на последовательное внедрение всего спектра методов обучения культуре межэтнического общения; на распространение инновационных образовательных технологий, способствующих преодолению границ этнокультурной изоляции и дистанции внутри петербургского сообщества.

Приоритетное внимание в данном разделе уделяется вопросам повышения уровня подготовки учащихся в области межкультурной коммуникации. Особое место в работе в данной сфере занимает профилактическая и пропагандистская работа в молодежной среде, ориентированная на формирование компетентных в вопросах межкультурных отношений личностей, открытых к восприятию «других», конструктивно относящихся к складывающемуся в Санкт-Петербурге многообразию культурных, религиозных, языковых традиций, способных предупреждать конфликты, возникающие на почве этнокультурных различий, или разрешать их ненасильственными средствами.

Другим важным направлением деятельности по данному разделу должна стать разработка системы мер, направленных на решение проблем адаптации иностранных студентов к новой социальной, культурной, бытовой и, наконец, образовательной среде. Включение иностранного студента в новую для него систему общественных отношений означает не только его постепенную интеграцию, но и, в значительной степени,  формирование осознанной причастности  к настоящему и будущему Санкт-Петербурга.

Задачи раздела:

Совершенствование стратегии формирования культуры толерантности образовательными средствами, знаменующей переход от пропаганды толерантности к созданию индивидуальной ответственной модели повышения уровня межкультурной компетентности.

Модернизация системы образования посредством внедрения инновационных технологий для преодоления дистанции между представителями городского сообщества с различной этнической принадлежностью. Совершенствование целостной системы научно-образовательного сопровождения Программы, направленной на развитие культуры гражданственности и толерантности в Санкт-Петербурге.

Формирование устойчивого механизма языковой, социально-культурной и бытовой адаптации иностранных студентов к новым для них условиям жизни, усиление интеграционных мер для данной общественной группы.

Ожидаемые результаты:

Создание в образовательном пространстве Санкт-Петербурга инновационных подходов к формированию устойчивого межкультурного диалога и воспитанию культуры мира и толерантности.

Формирование действенных механизмов влияния системы образования всех уровней на укрепление толерантной среды Санкт-Петербурга.

Распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной толерантности в среде учащихся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях Санкт-Петербурга.

Облегчение процесса адаптации и интеграции иностранных студентов к условиям петербургской жизни.

Раздел 2. Межконфессиональное взаимодействие и толерантность в Санкт-Петербурге

Деятельность по развитию благожелательного восприятия религиозной толерантности среди представителей различных групп населения Санкт-Петербурга приносит положительные результаты. Новым стратегическим приоритетом должно стать перенесение в более широкий контекст городской жизни опыта диалога и сотрудничества различных конфессий как проявления толерантности, цивилизованного ведения межконфессионального диалога.

Историческая память представленных в Санкт-Петербурге этноконфессиональных групп основывается на убеждении в том, что человеческая жизнь и свобода являются высшими ценностями. В условиях увеличивающегося этнического и религиозного многообразия следует сохранять правовые средства и механизмы, которые обеспечат мирное сосуществование представителей разных этнических групп и конфессий Санкт-Петербурга и не допустят проявлений  религиозного экстремизма.

На протяжении столетий все ведущие мировые конфессии, представленные в Санкт-Петербурге, вырабатывали свои собственные подходы к тому, как взаимодействовать с представителями иных воззрений или с лицами, относящимися к этнорелигиозным взглядам нейтрально. Посредством прямого диалога общественных объединений граждан, представителей власти с представителями всех конфессий необходимо создать условия для реализации комплекса мероприятий, способных эффективно представить петербуржцам общие для всех церквей воззрения, создающие фундамент этноконфессионального мира и сотрудничества.

Задачи раздела:

Просвещение жителей Санкт-Петербурга о потенциале толерантности конфессиональных сообществ.

Пропаганда ценности сохранения межконфессионального сотрудничества для формирования образа Санкт-Петербурга как крупнейшего поликонфессионального центра.

Привлечение духовного, этического и морального потенциала представленных в Санкт-Петербурге конфессиональных групп для укрепления толерантной городской среды, создания благоприятных условий для взаимного диалога культур и конфессий.

Ожидаемые результаты:

Просвещение жителей Санкт-Петербурга, в первую очередь молодого поколения петербуржцев, в области потенциала воспитания толерантности представленных в городе конфессий.

Воспитание уважительного отношения и интереса к другим религиям, ознакомление с историческими, этическими и моральными нормами, на которых они основаны и развиваются.

Создание условий для эффективного противодействия нарастанию идей религиозной нетерпимости и шовинизма.

Сохранение межконфессионального сотрудничества, содействие диалогу религиозных объединений с институтами гражданского общества и органами государственной власти в Санкт-Петербурге.

Раздел 3. Содействие культурному взаимодействию в петербургском сообществе

Воспитание толерантности является частью процесса социализации личности, стремящейся самостоятельно ориентироваться  в  мире, где представлены различные культурные ценности. В современной социально-политической ситуации в Санкт-Петербурге такими ценностями являются толерантные отношения между различными группами горожан, а также отличительные признаки петербургской культуры.

Культурное взаимодействие в контексте развития толерантной городской среды следует понимать как создание отдельным группам населения условий для приобщения к ценностям петербургской культуры. Актуальной является задача сокращения культурной дистанции между сформировавшимся населением города, признающим ценности петербургского образа жизни, и этносоциальными группами, недостаточно интегрированными в сферу петербургской культуры.

Все более ощутимым в общественном сознании становится различие культурных установок принимающего населения Санкт-Петербурга и групп мигрантов, не знакомых с достижениями петербургской городской культуры, системой моральных ценностей, разделяемых горожанами. Важным компонентом адаптации является знакомство с культурно-историческими ценностями контактных групп и соотнесение их с базовыми характеристиками петербургской культуры, обладающей большим объемом накопленных положительных ценностей и установок.

Целью деятельности в рамках мероприятий данного раздела программы является преодоление существующего культурного различия между принимающим населением и мигрантами, сближение культурных установок, которыми они руководствуются при взаимодействии.

Задачи раздела:

Формирование единого поля культурного взаимодействия между различными группами населения Санкт-Петербурга на основе ценностей многонационального российского общества и петербургского культурного самосознания.

Развитие представлений о Санкт-Петербурге как центре позитивного исторического межкультурного взаимодействия.

Разработка  методов культурной адаптации мигрантов с использованием культурного потенциала городской культурно-образовательной среды, этнических и конфессиональных сообществ.

Ожидаемые результаты:

Привитие интереса  и воспитание уважения к культурным ценностям и традициям всех представленных в Санкт-Петербурге сообществ.

Создание пространства для свободного и творческого общения представителей разных культур, носителями которых являются жители и гости Санкт-Петербурга.

Вовлечение различных этнических культур в понятие «современная петербургская культура», регулярное обращение к их богатствам как интегральным и повседневным элементам культурной жизни Санкт-Петербурга.

Раздел 4. Укрепление ценностей толерантности через взаимодействие медиасообществом Санкт-Петербурга

Эффективная работа и профессионализм представителей средств массовой информации, их взаимодействие с институтами гражданского общества и органами власти призваны способствовать формированию в Санкт-Петербурге благоприятной общественно-политической и информационно-культурной среды, необходимой для решения задачи укрепления толерантности.

Стратегическая миссия данного раздела Программы – совершенствование петербургской медийной среды, способствующей распространению идеалов толерантности. Интегрированные вокруг проблематики толерантности средства массовой информации должны занять доминирующее положение в системе социальной коммуникации. Необходимо сотрудничество органов государственной власти и регионального медиасообщества по созданию единого информационного пространства для распространения идей толерантности, уважения к другим народам, культурам, религиям. Растущий потенциал медиасреды необходимо использовать для содействия свободному и открытому диалогу, своевременного обсуждения возникающих трудностей, преодоления индифферентного отношения к проявлениям этнической и религиозной интолерантности.

В качестве инструмента решения проблем, связанных с формированием установок толерантности через петербургские средства массовой информации, может быть признан только активно ведущийся социальный диалог. Он должен создать траекторию общественной дискуссии от разногласий через обсуждение к сближению позиций и единому решению. Дух диалога в рамках формирования толерантного сознания выражается в конструктивном поиске решения в ходе дискуссии, полемики, сопоставления подходов и аргументов, идей и решений.

Задачи раздела:

Создание благоприятных условий для повышения коммуникативной толерантности средств массовой информации путем выработки журналистским сообществом профессиональных стандартов и этических норм, основанных на ценностях толерантности.

Внедрение в средствах массовой информации норм корректного публичного языка, пропаганда его профессионального употребления.

Вовлечение представителей средств массовой информации в освещение  и развитие петербургских традиций толерантного поведения, использование мирового опыта взаимодействия власти и медиасообщества в этой сфере.

Воспитание средствами массовой информации и средствами социальной рекламы установок на взаимопонимание и взаимоуважение в петербургском сообществе.

Ожидаемые результаты:

Повышение объективности в освещении профессиональным журналистским сообществом ситуаций, связанных с проявлениями интолерантности  и экстремизма любого вида. Жесткое реагирование журналистского сообщества на появление в средствах массовой информации высказываний, направленных против представителей этнических, конфессиональных и иных сообществ.

Усиление вклада средств массовой информации в деятельность органов власти и структур гражданского общества Санкт-Петербурга по укреплению толерантной городской среды, противодействию ксенофобии и проявлениям расизма.

Формирование стандартов и четких индикаторов корректной публичной речи и использования «языка толерантности» при освещении чувствительных для общественности вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений.

Формирование единого информационного пространства печатных, телевизионных, радио, интернет-источников, а также выразительными средствами социальной рекламы для пропаганды идей  толерантности.

 Раздел 5. Создание условий для языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в петербургское сообщество. Содействие адаптации мигрантов в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербург как один из крупнейших мегаполисов России сталкивается с возросшими миграционными потоками, заметно изменившими его социокультурное пространство. В связи с этим актуальной становится задача разработки действенного механизма управления миграционными процессами, в первую очередь, адаптации и интеграции новых членов петербургского сообщества – мигрантов.

Основная целевая группа мигрантов, воздействуя на которую можно получить максимально эффективный результат интеграции – это дети. Формирование целостной системы языковой адаптации, включающей в себя условия, образовательные стандарты и учебные ресурсы должно позволить учащимся-инофонам стать частью новой для них социокультурной среды мегаполиса. Наряду с образовательными инициативами значимой интеграционной мерой является использование культурного потенциала Санкт-Петербурга с целью приобщения мигрантов к ценностям, традициям и укладу жизни горожан. Воспитание позитивного отношения и искреннего интереса к прошлому и настоящему Петербурга возможно только при условии соблюдения преемственности мер в образовании и культуре.

Вопросы социокультурной и языковой адаптации взрослых мигрантов не менее остро стоят перед любым крупным мегаполисом, в том числе и Санкт-Петербургом. Сглаживание языковых, поведенческих и ценностных различий приобретает в этом контексте особую важность. Существование языковых курсов представляет собой лишь часть усилий по адаптации мигрантов в новое сообщество; их знакомство с образом жизни в Петербурге, с традициями и нормами поведения – решающий элемент интеграционного процесса.

Современные социально-экономические условия жизни мегаполиса ставят перед обществом непростую задачу: создать такие условия адаптации учащихся-инофонов, при которых взрослые мигранты включаются в интеграционные процессы, благодаря им и вместе с ними познавая и открывая страницы городской жизни. Таким образом, мероприятия данного раздела ориентированы на сокращение социокультурной дистанции между мигрантами и основной частью населения  Санкт-Петербурга.

Задачи раздела:

Внедрение в практическую деятельность образовательных учреждений                 Санкт-Петербурга системного подхода к  языковой и социокультурной адаптации учащихся-инофонов.

Нормативное, научно-методическое и кадровое обеспечение процесса культурно-языковой интеграции  инофонов в петербургское сообщество.

Реализация информационных и просветительских функций культуры в целях формирования у мигранта ценностей и установок, присущих петербуржцу.

Формирование позитивной городской медиасреды, способствующей продвижению идей неприятия ксенофобии и мигрантофобии в обществе.

Ожидаемые результаты:

Формирование новой образовательной среды, в которой учащиеся-инофоны становятся не пассивными наблюдателями чужой жизни, а активными и позитивными участниками познавательной деятельности, стремясь к интеграции в историческое и культурное пространство Санкт-Петербурга.

Создание действенного механизма социокультурной адаптации и интеграции взрослых мигрантов в городское сообщество, включения их в процесс нормальной жизнедеятельности общества, следование устоявшимся правилам и нормам поведения.

Снижение социальной напряженности и повышение уровня этносоциальной комфортности всего населения Санкт-Петербурга.

Раздел 6. Формирование в молодежной среде нетерпимого отношения  к идеям ксенофобии, расизма и мигрантофобии 

Представители молодого поколения, будучи идейно незрелыми, подвержены самым разным влияниям, в том числе агрессивного характера. Среди основных факторов, способствующих возникновению агрессивных настроений в молодежной среде, можно отметить расслоение современного общества по уровню материального достатка, чувство социальной несправедливости, безработицу и идеологический вакуум.

Главную роль в противодействии молодежным экстремистским группам, осуществляющим противоправную деятельность, призваны оказывать  правоохранительные органы. Городским властям и структурам гражданского общества необходимо осуществлять профилактическую деятельность, не дожидаясь, когда эпизодические проявления молодежного радикализма приобретут характер экстремизма.

Главной целевой группой, работа с которой позволит добиться наиболее значимых результатов в противодействии росту экстремизма в Санкт-Петербурге, является молодежь в возрасте от 14 до 18 лет. Работа с этой группой, а также тщательный мониторинг деятельности различных спортивных или иных центров, становятся важнейшей сферой деятельности по превенции роста молодежного экстремизма. Мероприятия данного раздела, а также всей Программы, должны формировать у молодых петербуржцев позитивный интерес к представителям всех представленных в Санкт-Петербурге этносов и конфессий, уважение к их самобытности.

Задачи раздела:

Создание механизма мониторинга деятельности неформальных молодежных объединений в Санкт-Петербурге; вовлечение таких объединений в городскую общественную, культурную и спортивную жизнь.

Создание институциональной структуры противодействия молодежному экстремизму с привлечением к этой деятельности правоохранительных органов, институтов государственной власти, а также средств массовой информации, структур гражданского общества.

Формирование у представителей молодого поколения Санкт-Петербурга позитивного отношения к представителям всех этнических и конфессиональных групп, проживающих в Санкт-Петербурге.

Ожидаемые результаты:

Воспитание у молодежи позитивных ценностей и установок на уважение, понимание и принятие сконцентрированного в Санкт-Петербурге многообразия культур.

Формирование благоприятных  условий для взаимодействия личности, социальной группы и общества в сфере молодежной культуры, образования, досуга, спорта.

Создание возможностей для привития молодым мигрантам ценностных установок на изучение истории города, усвоение лучших достижений петербургской культуры; интеграция молодых мигрантов в городское сообщество Санкт-Петербурга.

Раздел 7.  Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы

Эффективность Программы зависит от создания необходимых условий по её организационному  обеспечению и научно-экспертному сопровождению.  Их основные формы: комплексный анализ проводимых мероприятий, оценка степени их влияния на общественное сознание, выявление возникающих трудностей, разработка рекомендаций по их преодолению, выработка предложений по обеспечению устойчивости полученных результатов.

Комплексные исследования экспертов, посвященные изучению состояния межнациональных отношений и миграционной ситуации в Санкт-Петербурге, позволят оценить результативность отдельных направлений Программы, спрогнозировать развитие ситуации, оперативно уточнить стоящие перед ней задачи, улучшить способы их решения и оптимизировать расходование бюджетных средств.

Специфика Санкт-Петербурга как крупнейшего мегаполиса открывает возможности глубокого изучения опыта, которым обладают регионы и города мира; особого внимания к доказавшим свою результативность формам приобщения иностранцев-мигрантов к городской инфраструктуре и к его культурной жизни; к инновационным методикам профилактики национального и религиозного экстремизма в молодежной среде; тщательного анализа достижений городов-партнеров Санкт-Петербурга в деле реализации программ социальной и культурной адаптации мигрантов, программ межкультурного взаимодействия  в образовательных учреждениях. Межрегиональное и международное сотрудничество способствует изучению и творческому использованию опыта, накопленного в сфере развития толерантности.

Задачи раздела:

Координация деятельности научно-исследовательских центров и организаций Санкт-Петербурга, работающих над решением проблемы формирования толерантной среды.

Активное привлечение экспертов к деятельности по оценке мероприятий Программы и их воздействие на повышение эффективности профилактики ксенофобии и формирования толерантности.

Систематизация, оценка и анализ информации, выявление причин, влияющих на развитие межнациональных и межконфессиональных отношений в Санкт-Петербурге с учетом мирового и российского опыта в данной области.

Обеспечение органов власти, общественных организаций, средств массовой информации данными о тенденциях в изменении толерантного сознания, развития толерантных отношений с целью прогнозирования развития ситуации в городе.

Ожидаемые результаты:

Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества для укрепления толерантной среды Санкт-Петербурга.

Применение мирового, европейского и российского опыта в сфере социальной и культурной интеграции и адаптации мигрантов, деятельности по профилактике интолерантности на почве межэтнических и межконфессиональных отношений.

Обеспечение высокопрофессиональной научной поддержки и повышение эффективности мер и действий по формированию толерантности и снижению межэтнической напряженности.

Повышение роли Санкт-Петербурга в рамках ведущейся мировым сообществом борьбы с этнической и конфессиональной интолерантностью.

8. Ожидаемый социально-экономический эффект от реализации Программы

Реализация серии мероприятий, предусмотренных Программой «Толерантность» на 2011-2015 годы, позволит:

1. Разработать нормативную и методическую базу в области совершенствования межнациональных и межконфессиональных отношений в Санкт-Петербурге, внедрить новые управленческие и организационные методы работы, способствующие формированию толерантной среды в Санкт-Петербурге.

2. Способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан.

3. Усовершенствовать систему правовых, организационных и идеологических инструментов противодействия этнической и религиозной интолерантности, повысить эффективность деятельности органов государственной власти и институтов гражданского общества.

4. Снизить степень распространенности негативных этнических/конфессиональных установок и предрассудков в Санкт-Петербурге, прежде всего в молодежной среде.

5. Создать условия для языковой и социокультурной интеграции учащихся-инофонов в петербургское сообщество.

6. Повысить эффективность расходов бюджета Санкт-Петербурга на обеспечение безопасности.

7. Повысить привлекательность Санкт-Петербурга для российских и иностранных туристов, обеспечить рост туристского потока и доходов от туризма.

8. Качественно улучшить международный имидж Санкт-Петербурга как одного из крупнейших полиэтнических центров России, Европы и мира.

Библиотека

"Введение в практику Ислама" Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.

"Ислам проклинает террор" Мораль Ислама - источник мира и доверия между людьми О войне в Коране Подлинное лицо террористов, действующих "от имени веры"