Программа «Толерантность» в Санкт-Петербурге на 2006-2010 гг.

ПРОГРАММА ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ

И МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ПРОФИЛАКТИКИ ПРОЯВЛЕНИЙ КСЕНОФОБИИ, УКРЕПЛЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ НА 2006-2010 ГОДЫ

(ПРОГРАММА «ТОЛЕРАНТНОСТЬ»)

 

Разработчик – координатор Программы:

Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга.

Основные разработчики Программы:

  • Консультативный совет по делам национально-культурных объединений при Правительстве Санкт-Петербурга;
  • Комиссия по правам человека при Губернаторе Санкт-Петербурга;
  • Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет»;
  • Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»;
  • Государственное учреждение культуры «Российский Этнографический музей»;
  • Санкт-Петербургское государственное учреждение «Санкт-Петербургский Дом национальностей»;
  • Автономная некоммерческая организация «Центр независимых социологических исследований»;
  • национально-культурные автономии;
  • общественные организации и объединения.

Ответственные исполнители мероприятий Программы:

  • исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга;
  • органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге;
  • расположенные в Санкт-Петербурге научные, образовательные учреждения и учреждения культуры;
  • общественные организации и объединения;
  • некоммерческие организации.

1. Общие положения

 Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы (Программа «Толерантность») (далее – Программа) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, положениями Концепции государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909, Закона Российской Федерации от 17.06.1996 № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», Закона Санкт-Петербурга от 06.10.2004 № 452-67 «О межнациональных отношениях в
Санкт-Петербурге», а также принятой ЮНЕСКО Декларацией принципов толерантности и Декларацией о культуре мира Организации объединенных наций. При подготовке Программы использованы материалы органов государственной власти Санкт-Петербурга, разработки и выводы научных исследований,опыт национально-культурных объединений и межнациональных организаций Санкт-Петербурга, учтены положительные результаты партнерства государственных и общественных организаций.

При разработке Программы учитывался опыт реализации Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)».

Программа направлена на укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе принципов мультикультурализма, ценностей многонационального российского общества, соблюдения прав и свобод человека, поддержание межнационального мира и согласия.

Программа реализуется совместными усилиями исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга с привлечением в установленном порядке органов местного самоуправления в
Санкт-Петербурге, расположенных в Санкт-Петербурге научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций.

2. Исторические и мировоззренческие основы Программы

Программа призвана укрепить основы и систематизировать методы долгосрочного процесса формирования толерантного сознания и поведения жителей Санкт-Петербурга. Реальными механизмами ее осуществления являются комплексные меры, направленные на развитие гражданского общества, воспитание гражданской солидарности, патриотизма и интернационализма, поддержание мира и согласия, противодействие любым проявлениям экстремизма и ксенофобии.

Идеи национальной, расовой и религиозной терпимости пронизывали атмосферу жизни Санкт-Петербурга с момента его основания. Уникальность Санкт-Петербурга во многом определяется «гармонией разнообразия» – удивительным сочетанием в его архитектурном облике, социальной и духовной жизни достижений и образцов культур многих народов. Продолжение и развитие этих традиций – одна из задач реализации настоящей Программы.

Толерантность должна пониматься не просто как терпимое отношение к чему-то иному, отличающемуся от привычного нам. Толерантность предполагает не только понимание, но ипринятие того факта, что окружающий мир и населяющие его народы очень разнообразны. При этом каждый этнос уникален и неповторим. Только признание этнического и религиозного многообразия, понимание и уважение культурных особенностей, присущих представителям других народов и религий, в сочетании с демократическими ценностями гражданского общества могут содействовать созданию подлинно толерантной атмосферы жизни Санкт-Петербурга.

3. Цели и задачи Программы

Главная цель Программы – укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

Основными задачами реализации Программы являются:

1. Выявление и преодоление негативных тенденций, тормозящих устойчивое социальное и культурное развитие Санкт-Петербурга и находящих свое проявление в фактах:

– межэтнической и межконфессиональной враждебности и нетерпимости;

агрессии и насилия на межэтнической основе;

– распространения негативных этнических и конфессиональных стереотипов;

ксенофобии, бытового расизма, шовинизма;

– политического экстремизма на националистической почве.

2. Формированиев Санкт-Петербурге позитивных ценностей и установок на уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур народов, их традиций и этнических ценностей посредством:

– утверждения основ гражданской идентичности как начала, объединяющего всех жителей Санкт-Петербурга;

– воспитания культуры толерантности и межнационального согласия;- достижения необходимого уровня правовой культуры граждан как основы толерантного сознания и поведения;

– формирования мировоззрения и духовно нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу;

– общественного осуждения и наказания на основе действующего законодательства любых проявлений дискриминации, насилия, расизма и экстремизма на национальной и конфессиональной почве.

Достижение поставленных задач возможно в условиях упрочения российской общегражданской общности на основе признания прав и свобод человека и гражданина при одновременном создании условий для удовлетворения реальных этнокультурных и конфессиональных потребностей жителей Санкт-Петербурга.

4. Программные методы достижения цели и решения задач

Масштабность и сложность решения поставленных задач требуют применения программно-целевых методов при разработке и реализации Программы.

Осуществление комплекса мероприятий Программы должно проводиться по следующим основнымнаправлениям:

1. Совершенствование правовой базы и правоприменительной практики в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений;

2. Выработка и реализация мер раннего предупреждениямежэтнической напряженности, проявлений национального высокомерия, нетерпимости и насилия, профилактики экстремизма;

3. Повышение эффективности механизмов реализации миграционной политикив Санкт-Петербурге;

4. Разработка и реализация социальных проектов, содействующих интеграции мигрантов в петербургское сообщество и обеспечивающих удовлетворение этнокультурных и религиозных потребностей граждан;

5. Совершенствование системы регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в Санкт-Петербурге;

6. Формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности и уважения к другим культурам;

7. Разработка и реализация в учреждениях дошкольного, начального, среднего, среднего специального и высшего образования Санкт-Петербурга образовательных программ, направленных на формирование у подрастающего поколения позитивных установок на этническое многообразие;

8. Развитие межэтнической интеграции в области культуры;

9. Осуществление мониторинга выполнения Программы, постоянный контроль хода ее реализации со стороны органов государственной власти и общественности.

Комплекс мер, направленных на реализацию Программы, включает разнообразные виды деятельности, в том числе:

1. Выделение наиболее значимых социальных, экономических, политических и культурных факторов, влияющих на формирование толерантного/интолерантного сознания и поведения;

2. Разработку и осуществление системы действенных мер, проводимых исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга с привлечением в установленном порядке органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге, расположенных в Санкт-Петербурге научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций по пропаганде и утверждению ценностей, норм и установок толерантности, созданию в Санкт-Петербурге толерантной среды;

3. Создание эффективной системы государственной поддержки гражданских, общественных и национально-культурных инициатив, способствующих поддержанию межнационального мира и согласия;

4. Разработку системы информационного и экспертно-аналитического сопровождения регулирования этносоциальных и этнокультурных процессов в
Санкт-Петербурге;

5. Проведение городской политики в области культуры, в полной мере учитывающей этноконфессиональное разнообразие и одновременно общее петербургское культурное пространство;

6. Создание новых образовательных программ, направленных на воспитание подрастающего поколения в духе гражданской солидарности и толерантности, модернизацию учебных материалов и технологий, внедрение их в систему образования всех уровней;

7. Проведение просветительской работы среди жителей
Санкт-Петербурга всех национальностей, направленной на распространение адекватных знаний и представлений об истории и культуре народов России и мира, о многонациональности Санкт-Петербурга с целью воспитания уважения к мировым культурным ценностям;

8. Обоснование индикаторов и критериев эффективности системы мер и действий по формированию толерантности и снижению межэтнической напряженности;9. Проведение научных исследований, научно-практических конференций, семинаров по проблемам толерантности, межэтнических и межкультурных контактов и взаимодействий.

5. Сроки и этапы реализации Программы

Программа имеет межведомственный комплексный характер и рассчитана на поэтапную реализацию в течение 2006-2010 гг.:

I этап (2006 г.) – разработка методологических, научно-методических и технологических основ гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма, воспитания культуры мира, формирования толерантного сознания и поведения; обобщение и развитие имеющегося в Санкт-Петербурге конструктивного опыта формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; широкое информирование жителей Санкт-Петербурга о целях, задачах и содержании Программы через средства массовой информации Санкт-Петербурга; привлечение внимания к целям, задачам и содержанию Программы представителей органов местного самоуправления, работников научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций; проведение запланированных мероприятий, выработка критериев оценки их эффективности; разработка методики комплексной оценки уровня этнокультурной толерантности у жителей Санкт-Петербурга.

II этап (2007-2010гг.) – реализация системы мероприятий по формированию толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге; создание и совершенствование системы контроля за исполнением принятых решений и выполнением мероприятий Программы; реализация накопленного Санкт-Петербургом опыта формирования толерантного сознания, профилактики ксенофобии, воспитания культуры мира; внедрение разработанных эффективных технологий формирования толерантной среды, толерантного сознания и поведения во все сферы жизни и деятельности жителей Санкт-Петербурга; мониторинг действующих механизмов профилактики этнического экстремизма и ксенофобии; обобщение достигнутого опыта и оценка результатов реализации Программы.

6. Система программных мероприятий

Программа охватывает основные сферы общественной жизнедеятельности и направлена на выделенные целевые группы населения Санкт-Петербурга. Достижение целей и задач Программы обеспечивается выполнением мероприятий, объединенных в разделы

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования.

Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма
в молодежной среде.

Раздел 3. Развитие толерантной среды Санкт-Петербурга средствами массовой информации.

Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию в петербургском сообществе.

Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в Санкт-Петербурге.

Раздел 6. Совершенствованиемеханизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в Санкт-Петербурге. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство Санкт-Петербурга.

Раздел 7. Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности в Санкт-Петербурге.

Раздел 8. Организационное, научно-методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы.

7. Основные условия и направления реализации Программы

Важнейшим условием успешного выполнения Программы является взаимодействие при ее реализации органов государственной власти Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления в
Санкт-Петербурге, научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций. Только реальное взаимодействие может заложить основы гражданского согласия как необходимого условия сохранения стабильности, обеспечить результативность проводимых мероприятий.

Объединение усилий органов власти, общественных организаций и движений, участие структур гражданского общества в осуществлении Программы необходимы для эффективной борьбы с проявлениями  политического экстремизма и ксенофобии. Рост активности граждан в противостоянии межнациональной и межрелигиозной розни способствует поддержанию общественного порядка, формированию этнической и конфессиональной толерантности. Каждый из разделов Программы должен стать объектом объединенных усилий участников Программы в деле всестороннего развития петербургских традиций гражданской солидарности, воспитания культуры мира и формирования толерантности, способствующих обеспечению атмосферы межнационального мира и согласия в Санкт-Петербурге.

Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования

Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако, его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, должна заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности.

В образовательных учреждениях Санкт-Петербурга немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежиустановки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма. Вместе с тем, по ряду причин система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.

Задачи раздела:

  • Формирование у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности.
  • Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, направленных на укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи.
  • Создание целостной системы научно-образовательного сопровождения Программы, направленной на развитие культуры гражданственности и толерантности в Санкт-Петербурге.
  • Совершенствование адресной научно-просветительной деятельности в сфере образования по формированию толерантной среды Санкт-Петербурга среди разных возрастных и этнических групп.

Ожидаемые результаты:

  • Интеграция в образовательном пространстве Санкт-Петербурга представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов.
  • Создание и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплексов по проблемам межнациональных отношений, взаимодействия культур в условиях мегаполиса и формирования толерантного сознания.
  • Распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений Санкт-Петербурга.
  • Формирование и реализация механизмов влияния системы образования в целом на создание толерантной среды Санкт-Петербурга.

Раздел 2. Укрепление толерантности  и профилактика экстремизма в молодежной среде

Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс социальных обид принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода «этно-» и «мигрантофобий». В «чужих» – «приезжих» и «мигрантах» – молодежь, не имеющая жизненного опыта и знаний, порой начинает видеть причины собственной неустроенности. Они начинают восприниматься как угроза материальному благополучию, как нечто такое, что ограничивает возможности и жизненные шансы молодых людей на рынке труда, образования, жилья и т.д. В этой ситуации проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям – применению насилия в отношении мигрантов, иностранных граждан.

Другая группа молодежи – второе поколение трудовых мигрантов, родившихся или прошедших социализацию в Санкт-Петербурге, – нередко само становится объектом этнофобии и ксенофобии со стороны своих сверстников. Ответная реакция на такие действия может привести к эскалации этнического экстремизма, вспышкам насилия. Нельзя не учитывать в этой ситуации и опасности возможного обращения определенной части мигрантской молодежи из мусульманских стран и регионов к этническому и религиозному фундаментализму.

Задачи раздела:

  • Формирование у молодежи Санкт-Петербурга позитивных установок в отношении представителей всех этнических групп, проживающих в
    Санкт-Петербурге.
  • Повышение уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности в молодежной среде, предотвращение формирования экстремистских молодежных объединений на почве этнической или/и конфессиональной вражды.
  • Формирование у молодежи интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов, представленных в Санкт-Петербурге.

Ожидаемые результаты:

  • Укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности.
  • Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок.
  • Обеспечение условий для успешной социокультурной адаптации молодежи из числа мигрантов.

Раздел 3. Развитие толерантной среды Санкт-Петербурга средствами массовой информации

Важным направлением работы по формированию толерантной среды в Санкт-Петербурге является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям. Наряду с пропагандой ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях, необходимо использование потенциала средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

Как показывают исследования, крайние формы национализма в России непосредственным образом связаны с распространенностьюязыка вражды,отсутствием быстрой и однозначной реакции на появление соответствующих высказываний в средствах массовой информации, слабой разработанностью лексики, корректной в отношении этнического и конфессионального разнообразия.

Создание толерантной среды в Санкт-Петербурге связано с усвоением представителями журналистского сообщества и работниками средств массовой информации норм профессионального языка, предполагающих соблюдение определенных принципов: опоры на дух и букву закона, критического восприятия, независимости и двойной перепроверки при освещении конфликтных и кризисных ситуаций, редакционного комментирования, неприкосновенности частной жизни и т.п.

Главные усилия раздела сосредоточены на совместных с журналистским сообществом выработке и внедрении профессиональных стандартов, этических норм и механизмов саморегулирования. Целевыми аудиториями являются редакционные коллективы средств массовой информации и Интернет-ресурсов; профессиональные организации журналистов, PR-специалистов, специалистов по рекламе и других информационных работников (союзы, организации и т.п.). Важная роль в реализации задач раздела принадлежит системе профессионального образования журналистов.

Задачи раздела:

  • Выработка и внедрение в журналистском сообществе норм корректного публичного языка, пропаганда его употребления в среде многонационального петербургского сообщества.
  • Активизация работы средств массовой информации по пропаганде норм толерантного поведения и противодействию проявлениям этнической и религиозной нетерпимости.
  • Формирование положительного представления о многонациональности Санкт-Петербурга, содействие укреплению единства жителей Санкт-Петербурга.
  • Развитие средствами массовой информации петербургских традиций толерантности, воспитание уважения к культурному и этническому многообразию, представленному в Санкт-Петербурге.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение вклада средств массовой информации в формирование толерантной среды Санкт-Петербурга, противодействие ксенофобии, проявлениям расизма и экстремизма.
  • Формирование четких ориентиров корректной публичной речи и использования «языка толерантности» в средствах массовой информации при освещении вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений.
  • Повышение оперативности в реагировании журналистского профессионального сообщества и общественности на появление в средствах массовой информации дискриминирующих высказываний.
  • Информирование зрительской и читательской аудитории средств массовой информации о многообразии представленных в Санкт-Петербурге этнических культур.
  • Формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации районного и муниципального масштаба.

Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию  в петербургском сообществе

Санкт-Петербург возник как синтез западного Просвещения и российских традиций и развивался в непрерывном взаимообмене достижений разных национальных культур. В настоящее время Санкт-Петербург является местом встречи России, Запада и Востока. Петербургская культура неотделима от его многонациональности и открытости, ее нельзя разложить на отдельные этнические составляющие, она полифонична по определению.

В Санкт-Петербурге сформировались цивилизованные нормы взаимодействия людей разных национальностей и вероисповеданий, что стало атрибутом петербургской культуры. Феномен Санкт-Петербурга – это результат взаимодействия разных национальных культур через их непосредственных носителей и создателей – петербуржцев самого разного этнического происхождения.

Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения
Санкт-Петербурга к базовым ценностям петербургской культуры, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением города разных национальностей. Большую роль в решении этих задач играют национально-культурные объединения Санкт-Петербурга.

Знание истории Санкт-Петербурга как многонационального мегаполиса, изучение петербургской полифоничной культуры и воспитание на петербургских традициях взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур является актуальной задачей формирования петербургской региональной и общероссийской гражданской идентичности. Одновременно это является воспитанием подлинного российского патриотизма, свободного от национализма и шовинизма.

Задачи раздела:

  • Широкое представление этнокультурного и конфессионального многообразия Санкт-Петербурга в его единстве, взаимодополнении и гармонии – в исторической ретроспективе, современном состоянии, тенденциях развития.
  • Воспитание у жителей Санкт-Петербурга интереса и уважения к культурным ценностям и традициям представленных в Санкт-Петербурге этнических сообществ как основы формирования толерантных установок; преодоление негативных национальных стереотипов массового сознания.
  • Координирование деятельности учреждений и организаций культуры и искусства, общественных национально-культурных и межнациональных объединений по формированию образа Санкт-Петербурга как открытого мультикультурного и поликонфессионального европейского города.
  • Формирование идеологии гражданской солидарности петербуржцев, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности.

Ожидаемые результаты:

  • Гармонизация межнациональных отношений, повышение уровня этносоциальной комфортности всего населения Санкт-Петербурга, формирование петербургской (региональной) идентичности населения.
  • Формирование толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ.
  • Расширение спектра представленности различных этнических культур в петербургской культуре в целом.
  • Решение имиджевых задач позиционирования
    Санкт-Петербурга на туристском рынке как крупного культурного центра с мультиэтническим и поликонфессиональным составом населения.

Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в Санкт-Петербурге

Среди культурно-исторических особенностей Санкт-Петербурга – многообразие представленных в городе религиозных конфессий, обилие различных этноконфессиональных общин и групп, культовых строений и памятников религиозной культуры. В течение многих десятилетий внутренняя жизнь Санкт-Петербурга основывалась на принципах взаимного уважения людей, исповедующих разные религии. Сохранение и развитие традиций религиозной толерантности в Санкт-Петербурге представляется особенно важным в ситуации нарастания в обществе проявлений расизма, экстремизма и ксенофобии, зачастую оправдывающихся идеологией религиозного фундаментализма.

Текущая религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и в других крупных городах России характеризуется рядом особенностей, обусловленных историческим и социально-экономическим развитием страны во второй половине XX – начале XXI вв. Вследствие этих особенностей Санкт-Петербург сталкивается с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений, среди которых выделяются: низкий уровень религиозной культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих объективную и непредвзятую информацию о действующих в Санкт-Петербурге религиозных организациях и группах, существование печатных и электронных изданий, проповедующих религиозный фундаментализм.

Появление подобных проблем в Санкт-Петербурге может привести к активизации религиозного фундаментализма, что повлечет за собой дестабилизацию в этноконфессиональных отношениях.

Задачи раздела:

  • Пропаганда ценностей сохранения этнического и конфессионального многообразия, религиозной толерантности и свободы совести среди представителей различных возрастных, социальных, профессиональных, этноконфессиональных групп.
  • Обеспечение доступа широких слоев населения
    Санкт-Петербурга к объективной информации о религиозных организациях и группах, действующих в Санкт-Петербурге; создание условий для экспертной оценки деятельности религиозных организаций и групп; эффективное противодействие религиозной нетерпимости и экстремизму.
  • Развитие межконфессионального и социального партнерства; повышение уровня взаимодействия религиозных организаций и групп в различных сферах общественной жизни; поддержание устойчивых контактов между различными религиозными организациями и группами и органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Ожидаемые результаты:

  • Воспитание у жителей Санкт-Петербурга, в первую очередь, молодежи, позитивного отношения к конфессиональному многообразию Санкт-Петербурга.
  • Создание условий для эффективного противодействия проникновению в общественное сознание идей религиозного фундаментализма, экстремизма и нетерпимости.
  • Сохранение и поддержание межконфессионального согласия, содействие диалогу религиозных объединений с органами государственной власти Санкт-Петербурга различного уровня.

Раздел 6. Совершенствование механизмов обеспечения законности и правопорядка в сфере межнациональных отношений в Санкт-Петербурге.

Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство Санкт-Петербурга

Одним из важнейших направлений деятельности по гармонизации межнациональных отношений и созданию толерантной среды является совершенствование правового регулирования и правоприменительной практики в области межэтнических и межконфессиональных взаимодействий. Это относится к строгому соблюдению требований закона при найме на работу и использовании труда этнических мигрантов, улучшению работы органов внутренних дел, осуществляющих их регистрацию и учет занятости, предупреждению дискриминации по этническому признаку в сфере трудовых отношений, профилактике экстремизма и противодействию ксенофобии, прежде всего, в молодежной среде. Необходимо совершенствование профессиональных навыков сотрудников органов правопорядка, работающих с представителями этнических меньшинств, а также занимающихся расследованиями правонарушений и преступлений на почве этнической и религиозной нетерпимости. Насущной задачей является информирование населения, в первую очередь, из числа иностранных граждан, о необходимости соблюдения мер безопасности в условиях крупного города.

Задачи раздела:

  • Совершенствование механизмов реализации миграционной и национальной политики в
    Санкт-Петербурге.
  • Повышение эффективности работы правоохранительных органов, силовых структур по профилактике экстремизма и дискриминации на расовой, национальной и религиозной почве.
  • Повышение уровня доверия в отношениях правоохранительных органов и этнических сообществ, представленных в Санкт-Петербурге.

Ожидаемые результаты:

  • Совершенствование форм и методов работы правоохранительных органов Санкт-Петербурга по профилактике проявлений ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости, противодействию этнической дискриминации.
  • Повышение уровня компетентности сотрудников правоохранительных органов в вопросах миграционной и национальной политики, способах формирования толерантной среды Санкт-Петербурга.
  • Осуществление системы мероприятий, оптимизирующих экономическую и социокультурную адаптацию мигрантов к условиям петербургского мегаполиса.

Раздел 7. Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности в Санкт-Петербурге

Международное и межрегиональное сотрудничество является важным ресурсом создания толерантной среды Санкт-Петербурга. В условиях глобализации, резко усилившей динамику миграционных потоков и международного культурного обмена, особую значимость приобретает задача сохранения культуры толерантности в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, сосуществования различных культур. На выработке стабильных и продуктивно действующих социальных и правовых механизмов предотвращения и пресечения межэтнической и межконфессиональной вражды, а также поощрения толерантности, сосредоточены усилия многих международных организаций (в частности, Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений: Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организации труда (МОТ); Совета Европы), к которым принадлежит и Россия.

Согласно Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО 1995 года, утверждение терпимости в области межэтнических, межконфессиональных и межкультурных отношений связано, в том числе, с соблюдением норм, установленных в международных правовых актах. В контексте задач развития Санкт-Петербурга как европейского города, соответствующего мировым стандартам, в том числе и в области толерантности, возникает необходимость учета требований, предъявляемых  мировым  и, в частности, европейским сообществом к самому понятию толерантного города, а также разработка и осуществление комплекса мер по включению Санкт-Петербурга в общемировой контекст толерантности.

Задачи раздела:

  • Выработка стратегии обеспечения соответствия
    Санкт-Петербурга принятым международным нормам в области политики толерантности и соблюдения прав человека.
  • Изучение и использование достижений различных регионов Российской Федерации, стран Европейского Союза и международных организаций (ЮНЕСКО и др.) в области политики интеграции и межкультурного взаимодействия (в том числе языковой адаптации), формировании надэтнической и надконфессиональной (региональной) идентичности.
  • Активизация взаимодействия с международными и национальными организациями, преследующими цели, близкие целям настоящей Программы, налаживание с ними партнерских связей, а также создание в рамках реализации совместных проектов сетевых организаций.

Ожидаемые результаты:

  • Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества для создания толерантной среды Санкт-Петербурга, учет мирового и общеевропейского контекста при принятии мер по обеспечению терпимости в отношении этнического, конфессионального и культурного многообразия
    Санкт-Петербурга.
  • Применение мирового, европейского и российского опыта в сфере социальной и культурной интеграции мигрантов, деятельности по профилактике нетерпимости на почве межэтнических и межконфессиональных отношений.
  • Повышение роли Санкт-Петербурга в рамках ведущейся мировым сообществом борьбы с этнической и конфессиональной интолерантностью, формирование образа Санкт-Петербурга как перспективного партнера для гуманитарного международного сотрудничества, укрепление международного авторитета Санкт-Петербурга в целом.

Раздел 8. Организационное, научно=методическое обеспечение, мониторинг хода реализации Программы

Необходимым условием успешной реализации Программы является ее научное сопровождение. Привлечение экспертного сообщества к разработке концептуальных основ политики толерантности в Санкт-Петербурге позволяют обеспечить ее научную обоснованность, комплексность и целостность. В Санкт-Петербурге накоплен значительный научно-исследовательский потенциал в изучении межэтнических отношений в исторической ретроспективе и на современном этапе. Значительное внимание уделяется анализу проявлений этнокультурного и конфессионального негативизма, исследуются социальные причины расовых и этнических предрассудков, дискриминации, агрессии. Не менее важным является изучение позитивного опыта этнокультурного сотрудничества и взаимодействия петербуржцев.

Вместе с тем, формирование толерантной среды мегаполиса, как единая научная, управленческая и практическая  задача, требует, с одной стороны, осуществления комплекса исследовательских проектов по изучению фактического уровня этнокультурной толерантности в Санкт-Петербурге, а с другой стороны, объединения усилий органов государственной власти Санкт-Петербурга, научных, образовательных учреждений, учреждений культуры по реализации общей стратегии формирования толерантности в сознании и поведении петербуржцев. Важной формой таких согласованных действий является организация и проведение регулярного мониторинга Программы. Его результаты должны использоваться для оценки эффективности как отдельных мероприятий, так и Программы в целом.

Задачи раздела:

Выработка научно-обоснованной комплексной оценки толерантности/интолерантности применительно к различным группам и слоям населения Санкт-Петербурга.

Регулярный мониторинг хода реализации Программы.

Координация деятельности научно-исследовательских центров и организаций Санкт-Петербурга, работающих над решением проблемы формирования толерантной среды Санкт-Петербурга.

Создание и организация деятельности экспертной рабочей группы по вопросам профилактики ксенофобии и формирования толерантности.

Ожидаемые результаты:

Внедрение результатов, выводов и рекомендаций этносоциологических, этнопсихологических и др. исследований в управленческую и практическую деятельность в соответствии с направлениями реализации и мероприятиями Программы.

Использование результатов регулярного (один раз в полгода) мониторинга выполнения мероприятий Программы для оценки ее эффективности.

Применение разработанных методик оценки уровня этнокультурной толерантности в работе правоохранительных органов, учреждений образования и т.д.

8. Организационное, финансовое обеспечение

реализации Программы, контроль за ходом ее исполнения

Программа реализуется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга с привлечением в установленном порядке органов местного самоуправления в
Санкт-Петербурге, расположенных в Санкт-Петербурге научных, образовательных учреждений и учреждений культуры, общественных организаций и объединений, некоммерческих организаций. Координатором Программы является Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга. Координатор Программы совместно с Консультативным советом по делам национально-культурных объединений при Правительстве Санкт-Петербурга осуществляет управление реализацией Программы: готовит предложения о порядке выполнения Программы, включении, исключении и корректировке отдельных разделов и мероприятий, осуществляет координацию и контроль за ходом реализации Программы ответственными исполнителями. Координатор Программы совместно с Консультативным советом по делам национально-культурных объединений при Правительстве Санкт-Петербурга один раз в полгода проводит мониторинг выполнения запланированных мероприятий Программы, обобщает достигнутый опыт и дает оценку промежуточным результатам реализации Программы. Координатор Программы ежегодно готовит отчеты о выполнении мероприятий Программы и информирует Правительство Санкт-Петербурга о ходе реализации Программы.

В процессе реализации Программы ответственные исполнители используют конструктивный опыт, методы и средства формирования толерантного сознания, профилактики проявлений ксенофобии, воспитания культуры мира, накопленные научными, образовательными учреждениями и учреждениями культуры, общественными организациями и объединениями, иными некоммерческими организациями.

Реализация мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Размещение заказов, связанных с исполнением Программы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Затраты, связанные с реализацией первого этапа Программы, предусмотрены в рамках текущего финансирования исполнительных органов государственной власти. Затраты на оставшийся период будут финансироваться за счет бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий год. Размеры бюджетного финансирования Программы на последующие годы заложены без увеличения объемов традиционно сложившихся затрат по соответствующим направлениям.

Привлечение внебюджетных источников финансирования отдельных мероприятий осуществляется на основе предложений ответственных исполнителей мероприятий Программы.

9. Ожидаемый социально-экономический эффект  от реализации Программы

Реализация Программы позволит:

  1. Создать эффективную систему правовых, организационных и идеологических механизмов противодействия экстремизму, этнической и религиозной нетерпимости;
  2. Разработать нормативную и методическую базу в области совершенствования межнациональных и межконфессиональных отношений в Санкт-Петербурге, внедрить управленческие и организационные методы работы, способствующие формированию толерантной среды в Санкт-Петербурге;
  3. Снизить степень распространенности негативных этнических установок и предрассудков в Санкт-Петербурге, прежде всего, в молодежной среде;
  4. Способствовать формированию толерантного сознания, основанного на понимании и принятии культурных отличий, неукоснительном соблюдении прав и свобод граждан;
  5. Консолидировать многонациональное население Санкт-Петербурга на основе начал гражданской идентичности и создать тем самым условия для утверждения принципов толерантности во всех сферах межэтнического и межконфессионального взаимодействия;
  6. Повысить эффективность расходов бюджета Санкт-Петербурга на обеспечение безопасности;
  7. Повысить привлекательность Санкт-Петербурга для российских и иностранных туристов, обеспечить рост туристского потока и доходов от туризма;
  8. Качественно улучшить имидж Санкт-Петербурга как культурной столицы России и одного из крупнейших центров европейской культуры.

Библиотека

"Введение в практику Ислама" Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.

"Ислам проклинает террор" Мораль Ислама - источник мира и доверия между людьми О войне в Коране Подлинное лицо террористов, действующих "от имени веры"