Процедура совершения хаджа.

Столпы хаджа (фарзы)

  1.  Вукуфи биарафа. Стояние на горе Арафат.
  2. Таваф аль-Ифада. Семикратный обход Каабы.
  3. Аль-Ихрам. Намерение.

Ихрам является условием хаджа, а вукуф и таваф его основами.

 

Ваджибы хаджа. Обязательных действий при совершении хаджа.

  1. Сай между горами Сафа и Марва.
  2. Сбор в Муздалифе (вукуфи джам).
  3. Бросание камешков.
  4. Сбривание или укорачивание волос на голове.
  5. Прощальный таваф.

 

Виды хаджа

  1. Таматту. О преимуществе такого способа совершения па­ломничества свидетельствуют хадисы:«Совмещайте хадж и умру, т.к. они очищают от грехов, так же как наждак очищает железо от ржавчины». (Насаи, Ибн Маджа)
  2. Ифрад.
  3. Киран.

 

Действия, выполняемые при вхождении в состояние ихрама

  1. Подстригание ногтей.
  2. Подстригание усов.
  3. Бритьё в паху и подмышками.
  4. Стрижка волос на голове.
  5. Совершение гусля при возможности, если нет, то тахарата.
  6. Использование благовоний.
  7. Облачение в рида и изар, т.е. оборачивание в два куска материи.
  8. Совершение намаза в два ракагата, либо очередного пяти­временного.
  9. Произношение намерения совершить определённый вид хаджа либо умру, например, «Аллахумма, ляббейка умратан!»
  10. Произношение тальбии.

Тальбия

لَبَّيْكَ اللّهُمَّ لَبَّيْكَ، لَبَّيْكَ لا شَرِيكَ لَكَ لَبَّيْكَ، إِنّ الحَمْدَ وَ النِّعْمَةَ لَكَ وَ الملكَ، لا شَرِيكَ لَكَ

«Ляббайка, Аллахумма, ляббайк. Ляббайка ля шарика ляка, ляббайк! Инна ль-Хамда ва н-Ниъмата ляка ва ль-Мульк ля шарика ляк!»


Запреты в ихраме.

  1. Вступать в интимные отношения и допускать действия, возбуждающие желание их.
  2. Сквернословие.
  3. Препирательство, споры.
  4. Охотиться.
  5. Надевать сшитую одежду.
  6. Покрывать голову и лицо.
  7. Умащиваться благовониями и нюхать их.
  8. Бриться, стричься и удалять волосы с тела.
  9. Стричь ногти.
  10. Срывать траву, вредить зелёным насаждениям на территории Харама.

 

Действия паломника по прибытии в Мекку. 

  1. Устройство на место проживания.
  2. Совершение гусля.
  3. Произнося тальбию, идёт в мечеть Харам.
  4. Входит в мечеть через Баб ус-Салям при возможности.
  5. Входит с правой ноги.
  6. Прекращает тальбию, увидев Каабу.
  7. Начинает таваф с Чёрного камня.

 

Обряд тавафа.

  1. Заранее совершить тахарат.
  2. Встав у угла Каабы с Чёрным камнем или на уровне ли­нии, исходящей от него, повернуться к Чёрному камню лицом и вознамериться совершить таваф из семи кругов.
  3. Если есть возможность, надо поцеловать Чёрный камень со словами «Бисмилляхи, Аллаху акбар». Если нет возможности, то прикоснуться правой рукой и поцеловать руку.
  4. Если нет возможности даже дотронуться рукой, то вытя­нуть правую руку в его сторону со словами«Аллаху акбар».
  5. Начиная обход, произнести:«Аллахумма! Иманан бикя ва тасдикян би китаби-ка вафаан би’ахди-ка ва т-Тиба’ан ли-Суннати набийи-ка Мухаммадин, салла л-Лаху ’алейхи ва саллям (а)». 
    «О Аллах, с верой в Тебя, признавая правдивость Твоего Писания, во исполнение данного Тебе обещания, следуя Сунне Твоего пророка Мухаммада!»

6. Во время тавафа Кааба должна находиться с левой стороны.

7. Перед началом обхода в связи с прибытием надо зажать свой рида под правой подмышкой, перебросив его конец через левое плечо: При первой встрече с Каабой нужно после привет­ствия её провести обряд «изтыбаг», т.е. открыть от ихрама правое плечо, перемотать материю так, чтобы оба её конца перехватыва­ли левое плечо. После этого надо делать таваф.

8. Совершить семь обходов.

9. Первые три круга тавафа прибытия проходить быстрыми мелкими шажками.

10. В начале каждого круга поворачиваться к Чёрному камню.

11. Правой рукой провести по Йеменскому углу со словами: «Бисмилляхи, Аллаху акбар».

12. Проходя между Йеменским углом и Чёрным камнем, про­износить: «Раббана! Атина фид-дунья хасанатан ва филь-ахирати хасанатан ва кына газабаннар».

13. Обход завершить у Чёрного камня, повернувшись к нему лицом.

 

Действия после тавафа.

  1. Завершив таваф, надо прикрыть плечи так, чтобы оба кон­ца рида свешивались на грудь.
  2. Совершение двухракагатного намаза у Макама Ибрагима (عليه السلام), при невозможности — прочесть его в любом другом месте мечети. В первом ракагате за сурой Фатиха прочесть суру «аль- Кафирун», во втором — «аль-Ихлас».
  3. Выпить воду источника Замзам, моля Всевышнего за себя, родных, за всех мусульман.
  4. Повернуться к Чёрному камню, если можно, то коснуться его правой рукой, поцеловать и направиться к горе Сафа.

 

Обряд сай

  1. Взойти на гору Сафа и постоять некоторое время при воз­можности.
  2. Повернуться к Каабе всем телом и сказать три раза:«Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ляху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хам-ду ва хуа ’аля кулли шайин кадир! Ля иляха илля-Ллаху вах-даху, анд- жаза ва ’да-ху, ва нас-сара ’абда-ху ва хазама-ль-ахзаба вахда-ху!»

«Нет божества, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, Ему принадлежит владычество, Ему хвала, Он всё может! Нет божества, кроме одного лишь Аллаха, который выпол­нил Свое обещание, помог Своему рабу и один разбил племена!»

3. Поднять руки в молитве, прося у Всевышнего добра в этом мире и ахирате.

4. Спуститься с Сафа и направиться к Марве.

5. Отрезок пути, обозначенный зелёными столбами и светя­щимися лампами, проходить быстро.

6. Подняться на Марву.

7. Стоя лицом к Каабе, произнести те же слова, что и на Сафе.

8. Спуститься и направиться к Сафе.

9.Саги состоит из семи переходов.

10. Закончив седьмой переход, надо постричь волосы на голове.

После этого разрешается делать то, что запрещалось в состо­янии «Ихрама».

 

Действия в йамут-тарвия (восьмой день месяца Зу ль-Хиджжа)

  1. Паломник повторяет действия для вхождения в состояние ихрама.
  2. По месту пребывания в Мекке войти в состояние ихрама для совершения хаджа со словами:«Аллахумма, ляббайка хад- жан!» Затем паломник произносит тальбию. Совершающие хадж кыран и таматтуг исполняют таваф и саги для хаджа, т.к. по при­бытии совершали эти действия для умры.
  3. С этого момента он становится мухримом, т.е. вошедшим в состояние ихрам для совершения хаджа, и ему запрещено то, что перечислено в разделе «Запреты в ихраме».
  4. Часто произносит тальбия вплоть до утра праздничного дня, десятого дня зуль-хиджа, пока не начнет бросать камешки.
  5. Повторяя тальбия, отправляется в Мина. Лучше всего от­правиться в Мина до полудня.
  6. В Мина паломник совершает намазы уля, икенде, ахшам, ясту. Намазы в 4 рака’ата сокращаются и совершаются в 2 рака’ата.
  7. На ночевку остается в Мина. Утром совершает намаз иртанге.

Действия в Йауту Арафа (девятый день месяца Зу ль-Хиджжа)

  1. После восхода солнца, произнося тальбия и такбир, палом­ник направляется в долину Арафат.
  2. По Сунне, в этот день паломник не постится.
  3. До полудня, если есть возможность, посещает мечеть Намира, чтобы присутствовать на хутбе.
  4. После азана и икамата на намаз аз-зухр совершает после­довательно сокращенные по 2 рака’ата намазы уля и икенде (Зухр и Аср).
  5. После этого находится в пределах долины Арафа.
  6. Если есть возможность, располагается так, чтобы быть на одной прямой с Каабой и горой ар-Рахма. Если нет — поворачи­вается лицом на Каабу.
  7. Находясь в долине Арафа, проявляет смирение и покор­ность Аллаху.
  8. Лучше всего много произносить тальбия, аяты из Корана, проводить время в покаянии и ду’а, просить мира и благослове­ния Посланнику Аллаха (с.).
  9. Произносить свидетельства и такбиры: «Ля иляха иллял- лаху вахдаху ля шарика лях! Ляхуль-мульку ва ляхуль-хамд! Ва хува ’аля кули шей’ин кадир! Субханаллахи валь-хамду лилляхи! Ля иляха илляллах! Аллаху акбар! Ва ля хауля ва ля куввата илля билляхи аль-’Алий аль-’Азым»
  10. После захода солнца паломник, покидая долину Арафа, направляется в Муздалифа.

 

Действия в Муздалифа.

  1. По прибытии паломник располагается в Муздалифа, об­ращая внимание, чтобы не оказаться в Вади Мухассар.
  2. После азана и икамата паломник совершает последователь­но намаз ахшам в 3 рака’ата, сокращенный намаз ясту в 2 рака’а- та и намаз витр-ваджиб в 3 рака’ата.
  3. После утреннего намаза паломник, произнося тальбия, возвращается в Мина.
  4. Паломник собирает и берет с собой 7 камешков. Можно собрать камешки и в Мина. Лучше всего, если размер камешков будет немного больше горошины. Мыть камешки не надо.
  5. Престарелым, ослабленным людям, детям и тем, кто имеет веские причины, разрешено выехать в Мина после полуночи.

 

Действия в праздник (десятый день месяца Зу ль-Хиджжа)

  1. По пути в Мина паломник постоянно произносит тальбия.
  2. Если есть возможность, ускоряет шаг в Вади Мухассар.
  3. Между восходом солнца и полуднем приходит к «джамра- туль-акаба», находящемуся недалеко от Мекки. Здесь паломник прекращает произносить тальбия.
  4. Последовательно, один за другим, бросает 7 камешков в столб, произнося при каждом броске:«Аллаху акбар!»
  5. Если камешек долетел до столба, бросок считается состо­явшимся.
  6. После бросания камешков совершают заклание жертвен­ных животных.
  7. Принося в жертву животное, паломник произносит: «Бисмилляхи! Аллаху акбар! Аллахумма! Хаза минка ва ляк!» — и по­ворачивает жертвенное животное в сторону Каабы.
  8. Паломник ест мясо Курбана и угощает мекканских бедняков.
  9. После заклания Курбана паломник сбривает или подстри­гает волосы на голове. Лучше, если мужчина сбреет их. Женщина укорачивает все пряди волос на длину фаланги пальца. Бритье и стрижку лучше начинать справа. Таким образом паломник выхо­дит из ихрама.
  10. После бритья головы паломник направляется в Мекку, совершает таваф-ифада, совершает намаз в два ракаата, пьет воду из источника Зам-зам, выполняет сай, если не делал его во вто­рой раз после исполнения умры по прибытии. Таким образом вы­полнены все фарзы хаджа.
  11. Паломник возращается в Мину для ночевки.

Проповедь на праздник Курбан-байрам лучше послушать в мечети Хайф

 

Действий в первый день «Ат-Ташрика» (одиннадцатый день месяца Зу ль-Хиджжа)

  1. Между полуднем и заходом солнца паломник бросает ка­мешки в джамараты в следующей последовательности: сначала в малый, затем в средний и, наконец, в самый большой.
  2. В каждый джамарат бросает семь камешков, произнося при каждом броске: «Аллаху Акбар!» Камнями запасается в любом месте Мины.
  3. Ночует в Мине.

Действий во второй день «Ат-Ташрика» (двенадцатый день месяца Зу ль-Хиджжа)

Паломник совершает действия, аналогичные тем, которые совершал в предыдущий день. Затем может до захода солнца по­кинуть Мину. Но лучше если останется там еще на день.

 

Действия в третий день «Ат-Ташрика» (тринадцатый день месяца Зу ль-Хиджжа)

Паломник совершает действия, аналогичные тем, которые совершал в два предыдущие дня. Возвращается в Мекку. Если он решил покинуть Мекку, совершает прощальный таваф.

Чтобы сохранить в душе свежесть ощущений от совершения хаджа, нельзя задерживаться в Мекке после его завершения. Об этом предупреждает нас Пророк (с.): «Мекка — не место, для того чтобы оставаться! Для тех, кто приезжает из других мест, срок по завершении хаджа, на который они могут оставаться в Мекке, (только) три дня» (Ахмад, IV, 339).

Библиотека

"Введение в практику Ислама" Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.

"Ислам проклинает террор" Мораль Ислама - источник мира и доверия между людьми О войне в Коране Подлинное лицо террористов, действующих "от имени веры"