Таваф посещения

Таваф посещения

 Вторым рукном хаджа является таваф посещения. Без этого тавафа хадж не будет считаться совершенным и не будет засчитан. По этому поводу в Коране сказано: «А потом пусть они остригут головы и ногти, очистят свои тела от грязи и исполнят остальные обязанности хаджа и еще раз совершат таваф вокруг древнейшего храма – Каабы»117.

Слово «таваф» означает вращение вокруг чего-либо. Как одно из правил хаджа, он представляет собой семикратное хождение вокруг Каабы, начиная с того ее угла, в который вделан Хаджар аль-Асвад. Одно полное вращение вокруг Каабы называется «шавтом», и семь шавтов составляют один таваф. Таваф посещения нередко обозначают словом «ифаза».

Условия зачета тавафа

Чтобы таваф мог считаться зачтенным, он должен быть совершен в определенное время, начинающееся со времени утренней молитвой в первый день праздника. По мнению Имама Азама, таваф может совершаться вплоть до заката третьего дня праздника.

Согласно шафиитскому учению, время этого тавафа начинается в полночь дня Арафы. Совершение тавафа в первые три дня праздника является не ваджибом, а сунной. Однако будет лучше, если совершить таваф в первый день праздника.

Таваф не будет считаться действительным без нията, т.е. без осознанного намерения совершить таваф. При этом необязательно конкретизировать, будет ли это таваф посещения или какой-либо иной вид тавафа.

Таваф, как уже было отмечено, должен совершаться вокруг Каабы. Он проходит как непосредственно вокруг здания самой Каабы, так и на втором этаже мечети, которая ее окружает. Но за пределами этой мечети он исполнен быть не может.

Согласно ханафитскому учению четыре шавта из семи положенных – это минимальное количество вращений, необходимое для того, чтобы таваф мог считаться действительным. В обязательных (фард или ваджиб) тавафах за каждый неисполненный шавт полагается наказание.

 

Ваджибы тавафа

 –                     Совершать таваф, предварительно приняв омовение. Если во время тавафа омовение нарушится, его надо прервать, заново принять омовение, а затем продолжить таваф, а не начинать его заново;

–                     При бовершении тавафа определенная часть тела”8 (аурат) должна быть прикрыта. Если во время тавафа откроется хотя бы одна четвертая часть или еще больше, то за это положено наказание;

–                     Начинать таваф следует с того угла Каабы, в который вделан Хаджар аль-Асвад;

–                     Таваф следует совершать так, чтобы Кааба находилась по левую сторону от вращающегося;

–                     Не проходить через хатим во время тавафа, а обходить его, так как хатим считается частью самой Каабы (таваф должен исполняться вокруг Каабы, а не через нее);

–                     Обязательный (фард или ваджиб) таваф совершать по семь шавтов;

–                     В меру сил совершать его пешком (больные или старые люди могут совершать его в паланкине или на носилках или же в коляске);

–                     По завершении тавафа совершить таваф намаз. После каждого тавафа положено (т.е. ваджиб) совершать по два рака-та намаза.

 

Сунны тавафа

 – Очищение тела и одежды от всякой скверны, при наличии которой совершение намаза недопустимо.

– Приступая к тавафу и в конце каждого шавта, приветствовать Хаджар аль-Асвад. Это приветствие (истилам) совершается следующим образом. Человек становится лицом к Хаджар аль-Асваду, поднимает руки и прозносит такбир и таглиль. Если есть возможность – целует его или просто прикасается к нему, а затем целует ту часть руки, которой к нему прикоснулся. Если в силу огромного скопления людей человек не может к нему приблизиться, он поднимает руки до уровня ушей и, обратив ладони к камню, произносит фразу: «Бисмиллах Аллаху Акбар», а затем целует ладонь правой руки. Все это должно делаться быстро, так как очень важно не нарушать общий поток паломников, движущихся вокруг Каабы. Даже сам благословенный Пророк (мир ему) однажды прикоснулся к Камню лишь верхним концом своей трости, а затем поцеловал ее. И как-то раз сказал досточтимому Омару (p.a.): «Ты человек сильный, так что смотри, не навреди паломникам, когда будешь тянуться к Хаджар аль-Асваду и приветствовать его».

– Совершать рамаль. В первых трех шавтах тавафа, за которым последует сай, мужчинам положено двигаться быстро и с горделивой осанкой. Такое движение называется рамалем. Женщинам это делать необязательно.

– В тех тавафах, где положено совершать рамаль, мужчины также должны провести угол риды (рида – верхняя часть одежды паломника) под правой подмышкой и накинуть его на левое плечо так, чтобы правое плечо и рука оголились. Это называется «изтиба». Во всех шавтах тавафа, в которых положено совершать рамаль, оголение правого плеча (изтиба) является сунной. По окончании тавафа плечи снова накрываются, и намаз тавафа совершается с накрытыми плечами. Кроме тавафа, который положено совершать быстрым шагом (рамаль), во всех остальных случаях оголять правое плечо нежелательно (макрух);

–         Совершать все шавты тавафа подряд является сунной. Если во. время тавафа произойдет что-либо, что может ему помешать (напр., будет исполнен икаамат или нарушится омовение), таваф надо прервать с тем, чтобы позже его продолжить;

–         По обычаю Пророка (мир ему), мужчины должны совершать таваф как можно ближе к Каабе, а женщины должны держаться чуть поодаль;

Беспричинное пренебрежение суннами тавафа – неприемлемо (макрух), но в случае если это все-таки произойдет, то за это никакое наказание не полагается.

 

Порядок совершения тавафа

 Человек, желающий совершить таваф, должен подойти к черте Хаджар аль-Асвада, внутренне сосредоточиться на намерении совершить таваф и, поприветствовав Хаджар аль-Асвад словами: «Бисмиллах Аллаху Акбар», приступить к тавафу.

Во время тавафа он должен произносить такбиры и тахлили, а также прославлять и приветствовать благословенного Пророка(мир ему). В каждом шавте, проходя мимо Хаджар аль-Асвада, его надо приветствовать. А после семикратного вращения, паломник должен совершить намаз тавафа, желательно за Макамом Ибрахима. Если он не может исполнить намаз именно здесь, то пусть сделает это где-нибудь в более подходящем месте. (Благословенный Пророк наш (мир ему) совершил у Макама два раката намаза, в которых после суры «Фатиха» прочел суры «Каафирун» и «Ихлас»), После намаза он словесно помолится и таким образом завершит свой таваф.

 Виды тавафа

Кроме тавафа посещения, который является одним из рукнов хаджа, существуют также тавафы, относящиеся к категориям фард, ваджиб, сунна и наафиля (нафиль). Но все виды тавафа совершаются одинаково.

Тавафы, связанные с хаджем – это вступительный таваф, таваф посещения и прощальный таваф. Таваф, исполняемый во время умры, называется тавафом умры.

К тавафам, не имеющим отношения к хаджу и умре, относятся следующие виды:

Таваф посвящения (назир): Если кто-то обещал Всевышнему совершить таваф, то исполнение этого обещания становится для него ваджибом. Если он при этом указал еще и время, когда обещал это сделать, то он должен соблюсти и это условие. А если время не было им оговорено, то он может исполнить этот таваф в любое подходящее время.

Приветственный таваф (тахийят аль-масджид): При входе в какую-либо мечеть, верующему положено сунной приветствовать эту мечеть, совершив в ней два раката намаза. А при входе в Масджид аль-Харам, где находится Кааба, желательно (мустахаб) в качестве приветствия исполнять таваф. Таваф, совершаемый в качестве одного из условий хаджа или умры, одновременно заменяет вышеуказанный вид тавафа. Необязательный таваф (татавву): Кроме обязательного тавафа, который должен исполнить каждый паломник, следует как можно чаще совершать таваф просто так, без необходимости.

 

Стояние (вакфа) на Арафате

Стояние (вакфа) на Арафате

 

Этот рукн совершается в районе Арафат, расположенном за пределами Харама, на расстоянии около 25-ти км к юго-востоку от Мекки. Слова благословенного Пророка нашего (мир ему) о том, что «хадж – это, прежде всего, стояние на Арафате»116, говорят о степени важности этого момента в процессе хаджа. Поэтому лица, упустившие этот момент, будут обязаны повторить хадж в следующие годы.

 

Условия стояния на Арафате

 – Принять ихрам с целью совершения хаджа;

– Совершить стояние в пределах Арафата в день Арафы – предшествующий празднику жертвоприношения – в отрезке времени от начала полуденной молитвы и до времени утренней молитвы следующего, т.е. праздничного дня. Границей Арафата со стороны Мекки является долина Урана. Стояние может совершаться в любой части Арафата, кроме этой долины. Здесь находится мечеть Намира, северозападная часть которой выходит за пределы Арафата. Исполнять стояние на вершине Джабаль ар-Рахма является сунной. Для стояния необязательно специально вслух или самому себе говорить, что ты хочешь совершить стояние. Любой человек, который в вышеуказанный день хотя бы небольшой отрезок времени находился на Арафате, считается исполнившим эту обязанность. Вместе с тем, паломники, которые в день Арафы находились на Арафате, должны стараться не покидать это место до заката солнца (это ваджиб). Человек, который совершил это без всякой серьезной причины, а потом еще до заката вернулся назад, не понесет за это никакого наказания. А если он не успеет вернуться до заката, то в качестве искупления он должен будет принести в жертву овцу или козу. Согласно шафиитскому учению, лица, покинувшие Арафат до заката, никакому наказанию не подвергаются.

 

Сунны стояния на Арафате

–         Ночь с 8-го дня месяца Зульхиджа на 9-ый провести в Мине, а в девятый день после восхода отправиться в Арафат;

–         Быть в Арафате до полудня и, если возможно, принять гусль;

–         Выслушать проповедь в мечети Намира перед полуденным намазом;

–         В полуденное время объединить и совершить вместе полуденный и послеполуденный намазы;

–         Не совершать стояние без молитвенного омовения и обращаться во время стояния в сторону Каабы;

–         Начинать стояние после того, как совершишь полуденный и послеполуденный намазы;

–         Не поститься в этот день;

–         На протяжении всего этого времени, уделять как можно больше внимания молитвам, зикрам и восхвалениям Аллаха;

–         Совершать стояние в месте, находящемся как можно ближе к холму Джабаль ар-Рахма. Совершать стояние стоя лучше, чем делать это сидя, а совершать его верхом на каком-нибудь животном будет лучше, чем совершать его стоя;

–         Объединять в день Арафы полуденный и послеполуденный намазы. Это делается следующим образом. После того, как прозвучит полуденный азан, надо сначала исполнить первую сунну полуденного намаза. Затем, прочитав икаамат, исполнить его обязательную часть (фард, фарз). Затем, не произнося отдельный азан для послеполуденной молитвы, прочесть для нее отдельный икаамат и исполнить сразу ее фардовую часть. Между фардами двух молитв оставшиеся сунны не исполнять и после каждого фарда произносить тальбию и такбир-ташрик.

 

Сай

Сай.

 

Словарное значение слова «сай» – бежать, стремиться (к чему-либо) и стараться. Это слово также обозначает один из основных моментов хаджа. Саем называется быстрое семикратное хождение между холмами Сафа и Марва. Расстояние между этими холмами – около 350-ти метров. Сай начинается с холма Сафа, и каждое хождение от одного холма к другому, также как и в тавафе, называется шавтом. От Сафы до Марвы положено совершать четыре шавта, а в обратном направлении – три.

В Коране сказано, что эти два холма – «Воистину, [холмы] ас-Сафа и аль-Марва – приметы [поклонения] Аллаху. Тому, кто совершает хадж к Каабе или ‘умру, дозволено обойти вокруг обоих холмов».

 

Условия приемлемости сая.

 – Исполнять сай только после принятия ихрама, решения совершить паломничество и произнесения тальбии. Ни одна из частей паломничества не может быть исполнена до принятия ихрама. Хотя совершение сая после принятия ихрама и является непременным условием его действительности, находиться в ихраме во время самого сая необязательно. Сай может быть совершен и после того, как исполнен ряд обязанностей паломника, а сам паломник выйдет из состояния ихрама. К примеру, человек, принявший ихрам для того, чтобы совершить хадж, не может выйти из ихрама раньше, чем наступит время утреннего намаза в первый день праздника жертвоприношения. Поэтому если он хочет совершить сай хаджа до стояния на Арафате, он должен сделать это, находясь в состоянии ихрама. Такой вариант является самым приемлимым и соответствующим сунне благословенного Пророка (с.г.в.). Совершение сая для умры в состоянии ихрама является ваджибом. Паломник, обривший голову после четвертого шавта умры, автоматически выходит из состояния ихрама. И сай умры, который он исполнит после этого, будет считаться действительным, однако поскольку он вышел из ихрама до завершения сая и тем самым пренебрег одним из ваджибов, то ему в качестве наказания необходимо будет совершить искупительное жертвоприношение.

– Совершать сай хаджа после того, как наступят месяцы хаджа. Помимо принятия ихрама, ни одна из частей предписаний хаджа не может быть исполнена до наступления месяцев хаджа.

– Совершать сай после достойно исполненного тавафа, так как сай не является самостоятельной частью хаджа. А достойным (муътабар) является тот таваф, который паломник совершил в состоянии ритуальной чистоты.

– Совершить большинство – не менее четырех – шавтов сая. Согласно ханафитскому учению, четыре шавта из семи являются рукнами, а три – ваджибами. Согласно трем остальным мазхабам, рукнами являются все семь шавтов.

– Начинать сай с холма Сафа. В противном случае (т.е. если сай начат с холма Марва), первый шавт не будет засчитан.

 

Ваджибы сая

 – Сай надо совершать пешком. Лица, которые вследствие старости, инвалидности или какой-либо иной уважительной причины не в состоянии это сделать, могут воспользоваться каким-нибудь средством передвижения, например, инвалидным креслом.

– Сай должен быть доведен до семи шавтов. Сунны сая

– Совершать сай непосредственно вслед за тавафом;

– Совершать сай в состоянии молитвенного омовения;

– Предварительно очистить свое тело и одежду от всякой скверны, неприемлимой для совершения намаза;

– Перед началом сая приветствовать Хаджар аль-Асвад;

– При каждом шавте взбираться на холмы Сафа и Марва так, чтобы оттуда можно было увидеть Каабу;

– Совершать шавты один за другим, ничем их не прерывая;

– Между колоннами, обозначенными зеленым светом, мужчинам двигаться быстро и горделиво;

– Во время сая произносить такбиры, тахлили и словесно молиться Всевышнему.

 

Порядок совершения сая

 После тавафа вокруг Каабы следует направиться к холму Сафа и, поприветствовав Хаджар аль-Асвад, сосредоточиться на намерении совершить семь шавтов сая для хаджа или умры. Затем с такбирами и таглилями направиться к Марве, а совершая харвалю, читать следующую молитву: «Господи, прости мне грехи мои, смилуйся над нами, прости нам наши недостатки и будь к нам щедр, ибо Ты знаешь то, о чем мы не ведаем. Воистину, Ты неизмеримо Велик и Щедр». После того, как от Сафы до Марва будет совершено четыре шавта, а в обратном направлении – три, сай будет завершен.

Как мы уже говорили, сай не является самостоятельной формой богослужения. Он обязательно должен быть совершен после тавафа. Сай никогда не может исполняться вне хаджа или умры, как независимая и необязательная (нафильная) форма богослужения. Поэтому он не может совершаться после каждого тавафа.

 

Одевание ихрама

  1. Для прибывающих из Медины – Зуль-Халифа.
  2. Для прибывающих из Ирака – Зату-Ирк
  3. Для прибывающих из Шама – аль-Джухфа.
  4. Для прибывающих из Неджда – Карн.
  5. Для прибывающих из Йемена – Иаламлам. Абдулла ибн Аббас р.а. передает: «Пророк (с.а.в.)определил микаты.  Для прибывающих из Медины – Зу ль-Халифа, для прибывающих из Шама -аль-Джухфа, для жителей Неджда – Карн, а для прибывающих из Йемена – Йаламлам, и так же эти микаты для тех, кто пересекает их …». Приводится у аль-Бухари и Муслима. Передается от Айши (р.а.): «Пророк (с.а.в.) определили для миката Иракцев в Зату-Ирк». Приводится у Абу Дауда и ан-Насаи. Прибывающие из других точек земного шара одевают ихрам в транспорте при пересечении этих мест или до их пересечения.

Разрешается одевать ихрам раньше времени, но не позже, так как в этом случае необходимо совершить дополнительное жертвоприношение.Перед одеванием ихрама желательно совершить гусль. После этого надевают одежду, состоящую из двух кусков материи. Один из них наматывают, так чтобы он закрывал тело от пупка до колена, а вторым накрываются. Надев эту одежду, душатся благовониями и выполняют два ракагата молитвы. Затем, сняв головной убор, произносят намерение: «О Аллах я вознамерился совершить хадж, облегчи его мне и прими его от меня». Вслед за намерением произносят Тальбию: «О Аллах, вот я перед Тобой, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварищей, поистине вся хвала, все благо и власть принадлежат Тебе, нет у Тебя сотоварищей».

Женщина в состоянии хайда совершает гусль, одевает ихрам и, не совершая молитвы, произносит все вышесказанное.

 Запреты ихрама

В состоянии ихрама запрещены следующие действия:

  1. Сквернословие.
  2. Совершение запретных деяний.
  3. Спор. В Коране сказано: «Хадж – известные месяцы, и кто обязался в них на хадж, то нет приближения (к женщине), и распутства, и препирательства во время хаджа…». 2:197
  4. Охота или убийство сухопутных животных. В Коране сказано: «…Не убивайте добычи, когда вы в ихраме…». 5:95
  5. Помощь охотнику в охоте.
  6. Одевание сшитой одежды.
  7. Одевание перчаток или обуви покрывающей ноги до щиколоток.
  8. Покрывание лица или головы.
  9. Использование благовоний. Пророк с.а.с. сказал о человеке убитом верблюдом: «Не душите его благовониями». Привели аль-Бухари и Муслим
  10. Подстригание волос.
  11. Подстригание ногтей.
  12. Одевание одежды пропитанной чем-либо ароматическим. От Ибн Умара передается, что пророк (с.а.в.) сказал: «Не одевайте одежду, на которую попала роза или шафран, однако это разрешено, если одежда была омыта после этого». Приводит ат-Тахави
  13. Половое сношение. В Коране сказано: «Хадж – известные месяцы, и кто обязался в них на хадж, то нет приближения (к женщине), и распутства, и препирательства во время хаджа…». 2:197

Женщине разрешено одевание сшитой одежды и покрывание головы.

Человеку в состоянии ихрама разрешено совершение гусля, однако запрещено использование благовоний. Поэтому нежелательно в состоянии ихрама мыть голову или лицо мылом. Человеку в состоянии ихрама разрешается сидеть в тени палатки и т.д. Мухриму во время хаджа желательно часто произносить Тальбию. Ее можно говорить при смене места, положения, поднимаясь на возвышенность, спускаясь в долину, утром, вечером и т.д.

 

Рамй-у Джимар — побивание сатаны камнями.

Рамй-у Джимар состоит в том, чтобы в первый день праздника бросать камни в Ажамру Акабы, а в остальные дни – по очереди во все джамры. Все это происходит в Мине.

Бросание камешков в эти джамры, имеющие форму каменных столбов, является одним из обязательных (ваджиб) действий хаджа.

По мнению большинства ученых, проводить ночь в Мине в эти дни бросания является сунной. По мнению ряда других ученых, если нет какой-либо серьезной помехи, большую часть каждой из этих ночей надо проводить в Мине (ваджиб). Мина одновременно является местом, где производится жертвоприношение. Условия бросания камней в шайтана следующие:

–         Камни должны бросаться вручную, а не с помощью какого-либо механизма. Они должны именно бросаться, а не оставляться у джамры;

–         Бросать надо именно камень (или хотя бы засохшую грязь), а не кусок дерева, кость или что-то другое;

–         Камни надо бросать по отдельности, а не горстями. Если бросить все камни сразу, то это будет считься броском одного камня;

–         Камни должны попадать в каменный столб или хотя бы в резервуар, в центре которого этот столб находится. Иначе бросок не будет засчитан;

–         Камни надо бросать лично. Они должны попадать в цель в результате броска того, кто их бросил, а не с помощью какого-то другого человека;

–         Чтобы иметь право поручить исполнение этой обязанности кому-либо другому, паломник должен быть настолько слаб, чтобы не быть в состоянии совершить намаз, как положено;

–         Акт побивания сатаны должен исполняться в определенное время.

Время побивания сатаны начинается с момента наступления времени утреннего намаза первого дня праздника и продолжается вплоть до заката солнца в четвертый день.

Процесс побивания по дням происходит следующим образом: 1- ый день праздника – 10-ое число месяца Зульхиджа В этот день семь камней бросаются только в джамру Акабы. Время побивания наступает с первых минут времени утреннего намаза и заканчивается в это же время следующего дня. Бросать камни до наступления времени утреннего намаза – нежелательно (макрух). Бросать, начиная от восхода солнца и вплоть до полудня, является сунной. А бросать от полудня до заката, непредосудительно (джаиз). Оставлять акт побивания на ночь без серьезной на то причины нежелательно (макрух), так как вследствие темноты камень может не достигнуть цели или поранить другого паломника. Но поскольку в наше время эти места и по ночам достаточно хорошо освещаются, то бросание может осуществляться и ночью.

2- ой и 3-ий дни праздника – 11-ое и 12-ое числа того же месяца

В эти дни в каждую из трех джамр надо бросать по семь камешков. Время бросания – после полудня (заваль) и продолжается вплоть до рассвета следующего дня. В эти дни начинать бросание раньше означенного времени нельзя.

4- ый день праздника – 13-ое число того же месяца

По мнению Имама Абу Ханифы, в этот день время бросания начинается с наступлением времени утреннего намаза. Начинать бросание раньше – нежелательно (макрух). Совершать его в промежутке от рассвета до послеполуденного времени – непредосудительно (джаиз). А бросать после полудня является сунной.

В этот день вместе с закатом заканчивается время, предназначенное для побивания сатаны.

Лица, которые в силу объективных причин (старость, болезнь и т.д.) не могут лично совершить бросание, должны поручить это кому-нибудь другому. Как мы уже отмечали, чтобы иметь на это право, паломник должен быть настолько слаб, чтобы быть не в силах совершить намаз как положено (стоя).

Те, кто не смогли совершить бросание днем из-за большого скопления люлей лично могут исполнить бросание, не имеют права назначить себе заменяющего, который сделал бы это ночью.

Люди, выполняющие роль заменяющих (вакиль), сначала должны бросить свои камни и только потом чужие.

Если бросание не было осуществлено в вышеуказанные промежутки времени, паломник должен постараться исполнить этот свой долг до истечения общего срока, отпущенного на бросание, т.е. не позднее заката в четвертый день праздника. Если он все же опоздал, то он уже не сможет восполнить эту утрату.

Бросание камней больше положенного количества – больше семи – нежелательно (макрух).

 

О бритье (подстрижке) паломника.

На протяжении всего паломничества обязательным (ваджиб) также является бритье головы наголо или хотя бы стрижка волос.

В Коране по этому поводу сказано следующее: «Затем пусть они завершат свои обряды, исполнят свои обеты и обойдут вокруг древнего Дома (Каабы)». (Св. Коран, 22:29)

Как поведал нам досточтимый Анас бин Малик (p.a.): «Посланник Аллаха (мир ему) пришел в Мину, совершил бросание, затем исполнил в Мине жертвоприношение и дал знак брадобрею, чтобы тот постриг его. Затем Пророк (мир ему) раздал свои волосы окружающим» .(Муслим, Хадж, 86, Фадаиль, 75)

По мнению Имама Азама, время стрижки – дни Курбан-Байрама, а место – район Харам. Он считает, что тот, кто не сделал это в указанное время или в указанном месте, должен принести искупительную жертву. Ибо благословенный Пророк (мир ему) постригся именно в дни Курбан-Байрама и именно в районе Харам. Таким образом, это стало ваджибом.

Тот, кто, начиная с наступления времени утреннего намаза в день праздника обрил голову или просто подстриг волосы, считается вышедшим из ихрама. Если он этого не сделает, то будет оставаться в ихраме.

Количество состриженных волос должно быть (ваджиб) не менее 1/4 части всех волос на голове. Если общее количество волос на голове равно или меньше этой доли, то паломник должен состричь все волосы или еще сильнее подкоротить их. Согласно шафитскому учению, чтобы исполнить этот ваджиб – бритье – достаточно состричь три волоска на голове. Для мужчин бритье всей головы наголо предпочтительнее, чем просто подкорачивание волос, но женщинам достаточно подкоротить кончики волос на одну четверть. Для женщин обривать голову наголо нежелательно (макрух). В случае подкорачивания, длина состриженных волос должна быть не меньше одной фаланги пальца.

Когда во время Прощального Хаджа благословенный Посланник Аллаха (мир ему) в первый день Курбан-Байрама перешел из Муздалифы в Мину, он сначала бросил семь камней в джамру Акабы. Затем совершил жертвоприношение и постригся. После этого, отправившись в Мекку, он исполнил таваф посещения и снова вернулся в Мину.

Между мусульманскими учеными существуют определенные разногласия по поводу того, был ли исполнен этот хадж Пророком (мир ему) именно в таком порядке. По мнению Абу Ханифы, в таких разновидностях хаджа, как таматту и кыран, побивание сатаны, жертвоприношение и стрижка являются ваджибом, а в таком виде хаджа, как ифрад, ваджибом является соблюдение последовательности между побиванием и бритьем. В случае нарушения этой последовательности действий, на нарушителя налагается наказание. Что касается последовательности в отношении тавафа посещения, то Абу Ханифа и другие муджтахиды считают это не ваджибом, а сунной.

По мнению Имама Абу Юсуфа, Имама Мухаммада и некоторых других муджтахидов, соблюдение очередности действий является сунной. Но хотя ее несоблюдение и является предосудительным (макрух), никакое наказание за это не налагается. Если действовать согласно мнению Абу Ханифы и соблюдать очередность действий, то лица, совершающие хадж-ифрад, после того, как они бросят камни в джамру Акабы, должны постричься и таким образом выйти из ихрама. А лица, совершающие хадж-таматту или кыран, должны постричься и выйти из ихрама только после того, как вслед за бросанием в джамру Акабы, совершат жертвоприношение.

Лица, желающие постричься, могут сделать это как самостоятельно, так и с чужой помощью. До тех пор, пока они не постригутся, они не смогут выйти из ихрама и совершить что-либо, нарушающее ихрам.

К какой категории действий относится бритье или стрижка волос на голове?

Как мы уже отмечали, паломник, обривающий голову или подстригающийся, автоматически выходит из ихрама. Выход из ихрама дает ему право вернуться к обычной мирской жизни (сменить одежду паломника на повседневную, пользоваться благовониями и т.д.). Отмена запретов, наступающая в связи с выходом из ихрама, называется тахаллюль. Акт отмены от запретов – тахаллюль – происходит в два приема. Отмена всех запретов, кроме запрета на половую связь, называется первым тахаллюлем, а отмена запрета на половую связь – вторым.

Библиотека

"Введение в практику Ислама" Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.

"Ислам проклинает террор" Мораль Ислама - источник мира и доверия между людьми О войне в Коране Подлинное лицо террористов, действующих "от имени веры"