В Санкт-Петербурге прошла конференция по экстремизму

Международная конференция “Роль традиционных религий России в противодействии экстремизму в Северо-Западном регионе” прошла 9 июня в Институте истории СПбГУ. Темами обсуждения стали взаимодействие национально-культурных и традиционных религиозных организаций, выявление этнорелигиозных угроз в регионе и поиск путей противодействия экстремизму и радикализму.

Перед пленарным заседанием были зачитаны приветствия полпреда президента РФ в СЗФО Владимира Булавина, губернатора Георгия Полтавченко и секретаря Общественной палаты РФ Александра Бречалова.

Председатель Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Запада Равиль-хазрат Панчеев отметил, что в регионе “поддерживаются многовековые традиции сотрудничества представителей разных религий, которые призваны обучать своих собратьев миролюбию и уважительному отношению к представителям других религиозных традиций”. По словам муфтия, воспитание истинного братства и добрососедства – залог успешного построения российского общества, основанного на ценностях патриотизма, взаимного уважения, социальной справедливости и созидательного служения”.

Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. В нем владыка, в частности, выразил признательность тем, кто собрался для обсуждения актуальной темы. “Общественный вызов, который ставит перед нами международный экстремизм в современном российском обществе, становится заметной и опасной тенденцией. Однако этого вызова не нужно бояться. Вызов этот одновременно способствует духовной мобилизации и консолидации многих здоровых сил общества, в первую очередь представителей традиционных религий и народов России. Только объединившись перед общей угрозой, мы способны построить мир, свободный от межкультурных и межрелигиозных противоречий при сохранении религиозных и этнических традиций нашей родины во всем их многообразии”, – сказано в обращении. Правящий архиерей напомнил, что в городе на Неве зарождалась традиция межрелигиозных и межкультурных диалогов и выразил уверенность, что участники конференции приложат все усилия “для выработки практических рекомендаций для лучшего взаимопонимания между народами России”.

Председатель еврейской общины Санкт-Петербурга Марк Грубарг указал на необходимость задаться вопросом: из-за чего люди увлекаются радикальными идеями? “Мы должны сделать притягательными для нашей молодежи идеи, которые содержатся в наших традиционных конфессиях. Люди должны видеть в религии идеалы, к которым они стремятся”, – сказал он.

Председатель городского комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики Вадим Окрошко высказался на тему социальной ответственности: “Распространение религиозного экстремизма для нашей многонациональной страны может иметь необратимые последствия. Поэтому надо последовательно и активно заниматься профилактикой экстремизма, истребляя предпосылки для его появления, своевременно выявлять причины, способные разжечь конфликты на межнациональной почве. В этом должны участвовать государственные органы, система образования, политические партии и структуры гражданского общества. Необходимо постоянно вести просветительскую работу для укрепления веры и согласия в обществе. Санкт-Петербург – город многонациональный, поэтому одним из главных приоритетов правительства города является профилактика экстремизма и ксенофобии. Всех нас объединяет ответственность за сохранение исторической памяти и преемственности поколений”.

Директор Института истории СПбГУ Абдулла Даудов отметил, что “все традиционные для нашей страны религии всегда в сложных условиях объединялись и находили возможности вместе защитить и народы, и страну” и выразил уверенность, что эта традиция поможет и в современных условиях справляться с опасностями.
Гость из Казахстана старший научный сотрудник института востоковедения Российской академии наук, консультант Института политических решений Александр Князев выделил две группы причин возникновения экстремистской угрозы в России: 1. Внутренняя, которая сильно зависит от социально-экономического положения. Состояние безысходности, потеря своего места в жизни делают такого человека легким вербовочным материалом. 2. Внешняя – глобальная конкуренция между крупными державами мира. Россия становится оружием в этой войне.

О том, как обстоят дела с противодействием экстремизму в Чувашии, рассказал муфтий Москвы, Чувашии и Центрального региона, председатель Духовного управления мусульман Чувашской Республики Альбир-хазрат Крганов. По мнению автора доклада, избегать распространения радикальных идей помогает совместная работа духовенства, правительства и СМИ. Приоритетной является работа с молодежью, для чего проводятся дружественные межконфессиональные спортивные турниры. Важным моментов является доступное и полное разъяснение молодежи основ ислама, чтобы молодое поколение не обращалось к радикальным ресурсам, где принципы религии трактуются небезопасно.

Заместитель председателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ Роман Силантьев рассказал о проблеме роста в России сочувствующих группировке “Исламское государство”, которая успешно вербует новых членов с помощью хорошо разработанной рекламной компании через собственные СМИ, ролики в Интернете и пр. Чтобы избежать распространения их идей в России, необходимо плотное сотрудничество с авторитетными проверенными духовными лидерами страны.

Доклад члена Общественной палаты РФ, директора Центра геополитических экспертиз Валерия Коровина был посвящен механизмам возникновения религиозного экстремизма в России, основными причинами которых докладчик видит идеи просвещения и гражданского общества. “На идеях просвещения выстроен и концепт гражданского общества, превращающий человечество в атомизированную массу разрозненных индивидуумов. Распространение этих ценностей как раз и провоцирует возникновение радикальных форм отстаивания своей идентичности – в первую очередь религиозной, дающей ответ на вопрос о смысле жизни”, -констатировал Валерий Коровин.
Вместе с тем, по мнению члена ОП РФ, “…в России парадоксальным образом сосуществуют как утверждение о необходимости развития гражданского общества и идей просвещения, так и утверждение о важности сохранения и развития традиционных религий, этнической и конфессиональной идентичностей, что создаёт массу двусмысленностей”.
С этим, по мнению Коровина, связано “…стремление ищущих религиозных смыслов молодых людей переместиться туда, где подобные двусмысленности отсутствуют, в частности – влиться в ряды так называемого “исламского государства”. “Нам необходимо определиться с вектором развития: либо с Западом – по пути отказа от идентичностей, религии – к просвещению и гражданскому обществу, либо самостоятельный путь сохранения традиции, религиозных ценностей и всего множества идентичностей, из которых состоит России”, – уверен директор ЦГЭ. “Традиции – наше решение!” – завершил выступление докладчик.

Президент Международной исламской миссии, сопредседатель исполкома Межрелигиозного совета СНГ муфтий Шафиг Пшихачев рассказал, что во время служения в Северо-Кавказском регионе видел, как религиозные группировки под видом возрождения мусульманских традиций втягивали молодое поколение в противодействие со своими же единоверцами. Единственной целью исламистов, по мнению автора доклада, является геополитическая цель: уничтожить здравое мышление и превратить народ в покорную бездумную массу. Чтобы предотвратить это, нужно работать с молодежью, добиваться росту взаимопонимания среди молодых людей.

Об истории возникновения и распространения экстремистских идей в Турции рассказал руководитель петербургского информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Александр Колесников.

Член комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным и межконфессиональным отношениям Николай Григорьев пришел к выводу, что в России религиозная идентичность испытывает колоссальный ренессанс, возрождается этнос. В таких условиях нужно разрабатывать новые социальные практики, реальные и виртуальные, чтобы направить идентификацию людей в нужное русло. Необходимо присутствовать в информационной сфере и предлагать не менее красочный медиа-продукт, чем “Исламское государство”.

Начальник городского отдела по связям с религиозными объединениями Владимир Иванов заявил, что экстремисты – это люди, не способные на диалог. Важно предупреждать развитие их взглядов за счет активной коммуникации и социальных контактов. Религия должна предоставить людям цель, безусловно истинную и верную, чтобы отвернуть их от экстремизма.

С сообщениями выступили директор Международного фонда “Христианская солидарность” Дмитрий Пахомов (о почве для развития экстремизма в России), директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов (о сложностях измерения динамики этнобаланса в регионах России), председатель епархиального отдела по взаимодействию с казачеством протоиерей Димитрий Василенков (об опасности распространения неоязычества на Юге России).

Живой интерес участников встречи вызвало выступление верховного муфтия Сирии Ахмада Бадреддина Хассуна. “Во всем мире мусульмане испокон веков жили бок о бок с христианами. Мы все единая семья. Не бывает религиозных войн – религия не входит в сердца людей мечом. Происходящее в Сирии – это политическая война под прикрытием религии. Призываю вас не допустить, чтобы эта зараза вышла за пределы Сирии и поработила ваш мир”, – сказал он.

На конференции выработаны рекомендации по социальному партнерству государственных и религиозных организаций в утверждении принципов добрососедства, социального равенства, братского взаимодействия.

Организаторы форума – Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви, Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, комиссия Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Санкт-Петербурга. Встреча прошла при поддержке городского комитета по межнациональным отношениям и реализации миграционной политики, петербургского филиала Российского института стратегических исследований.

 

ОП Губернатор СПб

IMG_6677 IMG_6647 IMG_6533 IMG_6546 IMG_6547 IMG_6548 IMG_6551 IMG_6557 IMG_6559 IMG_6568 IMG_6590 IMG_6591 IMG_6607 IMG_6608 IMG_6609 IMG_6610 IMG_6616 IMG_6625 IMG_6629 IMG_6631 IMG_6648 IMG_6652 IMG_6654 IMG_6676 IMG_6677 IMG_6679 IMG_6687 IMG_6702 IMG_6706 IMG_6720 IMG_6729 IMG_6743 IMG_6747 IMG_6758 IMG_6763 IMG_6766 IMG_6557 IMG_6608 IMG_6631 IMG_6729

 

 РЕКОМЕНДАЦИИ

Международной научно-практической конференции

«Роль традиционных религий России в противодействии религиозному экстремизму
в Северо-Западном регионе»

 

9 июня 2013 года в Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Роль традиционных религий России в противодействии религиозному экстремизму в Северо-Западном регионе». В ее работе приняли участие около 400 участников из России, Казахстана и Сирийской Арабской Республики: духовенство, члены Общественной палаты России, эксперты в области межнациональных и межрелигиозных отношений, видные российские ученые и общественные деятели, руководители органов государственной власти, муниципальных образований, национально-культурных автономий, представители силовых ведомств.

Организаторами конференции выступили. Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений; Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви; Духовное управление мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России, при поддержке Комитета по межнациональным отношениям и вопросам миграционной политики Администрации Санкт-Петербурга; Отдел по связям с религиозными объединениями Администрации Санкт-Петербурга Института истории Санкт-Петербургского  государственного университета; Санкт-Петербургского филиала Российского института стратегических исследований (РИСИ); Церковно-аналитического центра Санкт-Петербургской епархии. В адрес конференции были направлены приветствия Полномочного представителя Президента РФ в Северо-Западном Федеральном округе В.И. Булавина, секретаря Общественной палаты РФ А.В. Бречалова, секретаря Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ С.А. Мельникова, губернатора Санкт-Петербурга Г.С.Полтавченко, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, управляющего делами Московской Патриархии.

На конференции обсуждались следующие темы: этнорелигиозные угрозы в Северо-Западном регионе России: анализ угроз и вызовов; религиозный экстремизм и радикализм: проблемы экспансии и перспективы противодействия; взаимодействие национально-культурных и традиционных религиозных организаций; социальное партнерство государственных и религиозных организаций в утверждении принципов добрососедства, социального равенства, братского взаимодействия в современной России. На пленарном заседании и во время круглого стола прозвучали доклады экспертов, состоялся обмен мнениями, приняты рекомендации.

Участники конференции отметили, что хотя Северо-Западный федеральный округ характеризуется относительной стабильностью межнациональных и межконфессиональных отношений и веротерпимостью, география религиозного экстремизма постепенно смещается с южных окраин России к ее центру и к северу. Проповедники радикальных религиозных течений постепенно разворачивают свою деятельность в европейской части России и на стороне религиозных экстремистов из так называемой группировки «Исламское государство» принимают участие в боевых действиях жители российских городов. На конференции предложено критически отнестись к сегодняшним подходам в области решения межнациональных и меж-конфессиональных проблем, провести экспертный и общественный аудит региональных программ, которые так или иначе связаны с межнациональными и межконфессиональными вопросами. Необходима организация системы мониторинга, включающего постоянное изучение общественного мнения, создание центров оперативного реагирования, обеспечение обратной связи при выработке, принятии и реализации решений. Для решения этой проблемы необходимы как подготовка и переподготовка кадров, занимающихся межнациональным и межрелигиозным взаимодействием, так и принципиально иной уровень открытости в обсуждении вопросов профилактики и, пересекающихся с вопросами межнациональных и межрелигиозных отношений, в первую очередь актуальных социально-экономических и общественно-политических вопросов. Отдельно было подчеркнуто, что массовая разъяснительная работа в области профилактики религиозного экстремизма в образовательных учреждениях округа поставлена, как правило, слабо. Для того, чтобы успешно противостоять идеологам экстремизма, необходимо вести разъяснительную работу и профилактирование религиозного экстремизма начиная со школьной скамьи.

По итогам состоявшегося обсуждения приняты следующие рекомендации.

Недооценка роли межнационального и межрелигиозного взаимодействия ведет к нако-плению значительного конфликтогенного потенциала, который уже стал реальной угрозой во многих регионах России. Участники конференции выделили четыре основных угрожающих направления:

  • религиозный экстремизм, «ваххабизм» прямо связанный с международным терроризмом и атаками на российскую государственность, а также производная идеология – «аль-Васатыйа», эмиссары которого в настоящее время осваивают российскую территорию;
  • этнические преступные группировки в экономической сфере, а также связанная с ними этническая молодежная преступность;
  • малоквалифицированная инокультурная трудовая миграция и связанные с ней преступность, культурные конфликты, демпинг на рынке труда, перегрузка социальной инфраструктуры;
  • новые религиозные движения, в том числе с этнической окраской, нарушающие законы Российской Федерации и права человека.

Все эти явления разного происхождения и с разным «угрожающим эффектом».
На каждом из этих направлений велика роль коррупции. Каждое имеет значимый международный контекст. И каждое из них усугубляет центральную проблему современной России – проблему острого взаимного недоверия многих слоев общества и государственной власти. Это происходит  потому, что в глазах большинства людей именно государственная власть отвечает перед гражданами за проблемы этнического (прежде всего) и религиозного характера – это лишь непосредственный раздражитель, фактор прямых повседневных неудобств, опасностей, ущерба.

При этом следует иметь в виду, что межэтнические и межрелигиозные конфликты находятся в очень сложных отношениях с конфликтами совсем другой природы – экономических, земельных, властных. Нередко этнорелигиозные конфликты целенаправленно конструируются и внедряются в ситуацию теми или иными заинтересованными сторонами как «внешнее прикрытие» своих экономических, политических или откровенно криминальных интересов.

Отдавая должное сохранению этнического и культурного разнообразия народов России, признавая исключительную важность религиозных идентичностей, участники конференции констатируют, что недооценка реальности таких понятий как «этнический и /или религиозный конфликт» приводит к их развитию, которая может перерасти в  крайние негативные формы и даже способствовать  проявлению религиозного или этнического экстремизма. Правильное управление, модерирование и локализация этнических и религиозных конфликтов является важной задачей  не только для тех, кто прямо отвечает за это направление работы в органах государственной и муниципальной власти, но и для представителей общественности и священнослужителей традиционных религий России.

События последнего времени, и так называемый «посткрымский консенсус» показывают,  что сплоченность российского общества вокруг курса Президента России В. Путина в области межнациональных и межрелигиозных отношений действенна и возможна. Укрепление единства России – главное направление социально-экономической и социально-культурной политики Российской Федерации, федеральных, региональных, местных властей в соработничестве с традиционными религиозными и этнокультурными организациями России. Достижение согласованности их действий предусматривает, по мнению участников конференции, соблюдение ряда исходных условий.

На федеральном уровне:

  1. Для укрепления гражданской солидарности и единства российского общества при сохранении религиозной и этнической идентичности, необходимо продолжить работу над совершенствованием законодательства Российской Федерации в области поддержки традиционных религиозных и национально-культурных организаций и принятие законодательных мер по предупреждению проявлений религиозного экстремизма.
  2. Сегодня в регионах России сложилось присутствие двух и более централизованных религиозных организации, представляющих одну конфессию, при этом местное население не в состоянии ориентироваться в происходящем, и это приводит к образованию неконтрольных этнических групп и религиозных течений. Для укрепления позиций традиционных религий России важно обратить внимание органов государственной власти на недопустимость деятельности параллельных, по сути, конкурирующих религиозных структур что, создает почву для развития и внедрения религиозного экстремизма.
  3. Провести аудит и анализ региональных программ, связанных с вопросами этнорелигиозных отношений, на предмет их управленческой эффективности, коррупциогенности, отсутствия противоречий действующему законодательству РФ.
  4. Решительно ужесточить законодательство и правоприменительную практику, направленные на противодействие привлечению трудовых ресурсов из-за рубежа в частных корыстных интересах и в ущерб местному населению. Продолжить упорядочивание с этой целью миграционного, трудового и иных разделов законодательства. Миграционные процессы в их нынешнем виде, принявшие сегодня угрожающий для правопорядка и социальной стабильности характер, должны быть остановлены.
  5. Внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты по подготовке/переподготовке государственных и муниципальных служащих всех уровней в сфере ознакомления их с предметной областью этнорелигиозных отношений и обретения ими практических навыков досудебного улаживания конфликтов с межэтнической и межрелигиозной составляющей (медиация).
  6. Считать необходимым предельно жесткое и оперативное реагирование на совершение тяжких преступлений, сопровождающихся проявлениями межнациональной и межрелигиозной розни, применение в этом случае принципа «нулевой толерантности», неотвратимость возмездия. Действия силовых и специальных подразделений, направленные на борьбу с национальным и религиозным экстремизмом, должны получать широкую общественную поддержку, стать фактором реального укрепления общественной солидарности.

При этом следует уделять особое внимание неукоснительному соблюдению законности в работе всех органов правопорядка и судебной системы. Недопустимыми должны стать случаи, когда ложно понятая политическая целесообразность, ведомственные или коррупционные интересы отдельных правоохранителей господствуют над принципами права, такими как презумпция невиновности, равноправие граждан, соблюдение гарантированных в Конституции РФ прав и свобод.

 

На региональном и муниципальном уровне:

  1. В регионах Российской Федерации рекомендовать создание центров социального мониторинга межрелигиозных и межнациональных процессов, в задачи которых входило бы проведение регулярных исследований целевых групп на предмет выявлений проблем и выработки предложений по принятию превентивных мер по предупреждению появления очагов этнорелигиозной напряженности в регионе. Каждый подобный центр мог бы стать площадкой регулярных экспертных совещаний по этноконфессиональной проблематике в целях выработки предложений по совершенствованию национальной и межконфессиональной политике в регионе. При невозможности создания подобных центров на постоянной основе важно обеспечить ежеквартальное проведение независимых мониторинговых исследований на базе имеющихся
    в регионе научных центров с привлечением независимых экспертов из общественных организаций, общественных палат регионов, средств массовой информации. Считать участие независимых экспертов обязательным критерием качества при оценке любой аналитической справки по вопросам этнорелигиозных отношений и предупреждению религиозного экстремизма.
  2. Важное направление деятельности центра социального мониторинга межрелигиозных и межнациональных процессов – мониторинг интернет-среды региона. Особое внимание следует уделять не содержанию официальных сайтов, а социальным сетям, форумам и блогосфере, то есть площадкам общения интернет-пользователей, нередко используемым в целях распространения провокационной антиобщественной информации. Участники конференции признали, что стремительность распространения СМК (средств массовой коммуникации), с одной стороны, и реактивная, а не превентивная работа спецслужб в интернет-сообществе, с другой, не позволяют достаточно быстро реагировать на появление сайтов экстремистской направленности. Было подчеркнута необходимость вовлекать в эту работу молодежные общественные организации, блогеров-волонтеров.

При этом следует категорически исключить возможность расширительного толкования высказываний в интернете, равно как и в иных публичных сферах, как «экстремистских». Обсуждение реальных общественных проблем, пусть даже весьма острое и критичное, и высказывание связанных с этим оценочных суждений не должны блокироваться инструментами уголовного преследования. Иной подход ведет лишь к опасному нагнетанию напряженности.

  1. Кроме центра социального мониторинга считать целесообразным создание межведомственного специализированного центра (группы) по оперативному реагированию на обострение ситуации в этнорелигиозной сфере региона. Его целью являлось бы осуществление комплекса действий оперативного характера, включая экстренные выезды в места обострения этноконфессиональной ситуации. В работу таких центров надо включать уважаемых и авторитетных представителей этнических и традиционных религиозных организаций региона, уважаемых учителей, врачей, представителей «афганских» и других ветеранских организаций. Широкое использование принципов «общественной дипломатии» на стадии затухания конфликта или в случае принятия превентивных мер – важная составляющая в успешном урегулировании межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
  2. Важной составляющей успеха в предупреждении этнорелигиозных конфликтов на региональном уровне является системное выявление социально-культурных и этнорелигиозных сред сочувствия и поддержки крайних проявлений религиозно-этнического фанатизма. Это относится к средам общения, в которых присутствуют эмиссары экстремистских групп, их ближайшие и отдаленные родственники, друзья и подруги, товарищи по проведению досуга и т.д. Как правило, эта среда информирует экстремистов о деятельности в их отношении со стороны правоохранительных органов и силовых структур, обеспечивает консультативно-правовую помощь, поддерживает материально и духовно. Эта же среда в той или иной мере осведомлена о тайниках с запрещенной литературой, оружием, подрывными материалами, то есть может подпадать под действие соответствующих статей уголовного кодекса, предусматривающих наказание за укрывательство и содействие противоправной деятельности. Систематическое предупреждение о возможности уголовного наказания за подобную деятельность и соответствующая разъяснительная работа со стороны представителей правоохранительных и силовых структур будет способствовать определению жизненной позиции тех, кто стал соучастником экстремистов и оказывал им помощь невольно.
  3. Для успешной профилактики этнорелигиозного экстремизма необходимо разработка соответствующих региональных и муниципальных программ, в которых необходимо предусмотреть комплекс мер, направленных на профилактику негативных явлений в молодежной среде, в том числе религиозного и национального экстремизма, воспитания подростков в духе традиционных ценностей, национального самоуважения, духовного и физического здоровья. Рекомендовать учебным заведениям регионов широко взаимодействовать в этой деятельности с представителями традиционных религиозных и национально-культурных организаций региона в целях профилактирования проявлений религиозного экстремизма в образовательной среде.
  4. Ввести в систему подготовки/переподготовки госслужащих и муниципальных служащих, сотрудников правоохранительных органов предметы/специальные курсы, способствующие обучению практическим навыкам предотвращения и урегулирования (медиацию) этнорелигиозных конфликтов. В программе курсов предусмотреть встречи, круглые столы, диспуты с ведущими экспертами, представителями Общественных палат регионов, представителями традиционных религиозных и национально-культурных организаций региона по указанной тематике. При разработке данных программ учитывать, что они должны представлять собой компактные и концентрированные курсы, ориентированные как на общегосударственные интересы, так и на учет региональной специфики в этнической и религиозной сферах.
  5. Рекомендовать ученым советам вузов изучение этнорелигиозной сферы региона. Считать написание дипломных работ и диссертаций на указанную тему приоритетным направлением научных исследований. Участники конференции рекомендуют привлечь внимание научной общественности к проблемам личностной, групповой, а также этнической и религиозной идентификации, способным порождать этнические или межрелигиозные конфликты. Среди других типологических причин конфликтов на этнической и межрелигиозной почве были названы: культурно-языковые конфликты, связанные со стремлением сохранить или возродить полноценное функционирование языка и традиционной культуры; социально-экономические конфликты, в которых выдвигаются требования выравнивания уровня жизни между отдельными этническими группами («богатыми» и «бедными»); статусные конфликты, связанные с выдвижением требований по изменению (повышению) политического статуса и объема властных полномочий той или иной этнотерриториальной автономии.
  6. Считать целесообразным создание в рамках регионального Центра социального мониторинга межрелигиозных и межнациональных процессов лаборатории по изучению появления и распространения в регионах новых религиозных движений. Деятельность новых религиозных движений нередко сопровождается появлением скрытых до поры этнорелигиозных угроз, способных в кратчайшие сроки перерасти в религиозные или этнические конфликты. Выявление реального влияния нового фактора и выработка рекомендаций по деятельности новых религиозных движений крайне необходимы для органов государственной и муниципальной власти на местах.
  7. Одобрить деятельность Рабочей группы по межнациональной и межрелигиозной медиации при Общественной палате России, которая проводит в течение 2015 года в ряде регионов России семинары по межэтнической и межрелигиозной медиации и конфликтологии. Объединение и координация усилий научной общественности и региональных должностных лиц, ответственных за данное направление работы, позволят выработать рабочую модель, которая может быть рекомендована для более широкого применения.
  8. Одобрить деятельность Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России (ДУМ СПб и СЗ Р) по объединению мусульманских религиозных групп под единый региональный мусульманский центр. В Санкт-Петербурге за 2 года создан единый религиозный орган (ДУМ СПб и СЗ Р), где выстроена вертикаль регионального руководства.

 

http://www.interfax-religion.ru/islam/?act=news&div=59087

 

Categories:

Тем, кто расходует свое имущество ночью и днем, тайно и явно, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены. (Священный Коран, 2:274)