О совершении намаза в машине, самолете и прочем транспорте

Этот вопрос по сей день остается актуальным, так как заключение выносится по аналогии с заключением, вынесенным в первые годы Ислама, касательно возможности совершения намаза на вьючном животном или на корабле.Касательно этого вопроса в книгах по фикху имеются следующие риваяты.

Аляуддин ас-Самарканди в своей книге Тухфату’ ль-Фукаха говорит следующее:

  • Существуют три вида намаза, которые можно совершать, сидя на животном.
  1. a) Намазы фардРазрешение совершать намазы фард верхом на животном имеет два условия:
  2. Находясь за городом (независимо от того, путник этот человек или просто, ищущий потерянную вещь).
  3. Если имеется какая-либо уважительная причина, являющаяся препятствием, чтобы спешиться (слезть с животного). Например, при вероятности возобновления и увеличения болей или заболевания, при угрозе опасности от врага или диких животных, в случае, если место стоянки грязное или болотистое.

В особенности, если человек в силах спешиться, должен совершить намаз стоя и жестами, без поклонов. Если же после спешивания он не может стоять на ногах, тогда должен совершать намаз сидя. Ну а если не может совершать намаза сидя, пусть спешится и сделает это жестами.

Как третье условие отмечено, что необходимо остановить животное, на котором едешь, и направить его к кыбле. Таким образом, не следует откладывать фард намазы, не имея на то необходимости. И нужно избегать противоречащие намазу ситуации, дела.

Вдобавок к вышесказанному о фард намазах, совершаемых верхом, также имеются два важных момента.

Первое: если не имеется препятствующей уважительной причины, допускается совершение фард намаза, не останавливая движущееся животное, на котором едешь.

Второе: если имеется возможность, нужно направиться к кыбле. В противном случае намаз не будет истинным.

Соответственно: человеку, вынужденному совершить намаз верхом, например, по причине угрозы врага, допускается не остонавливать животное и не направляться к кыбле. Также, начав намаз в таких обстоятельствах, то есть, произнеся начальный такбир (прославления Аллаха), не требуется соблюдение условия направления к кыбле.

Но человеку, вынужденному совершить намаз верхом по причине нахождения в грязном и болотистом месте, необходимо животное, на котором он едет, остановить и по мере возможности направить к кыбле.

  1. b) Намазы ваджиб; ситуация аналогична с фард намазами. Намазы, которые было обещано совершить (назир), не находясь верхом на животном; намазы, ставшие ваджибом из-за того, что были начаты как нафиль, находясь на земле, и не закончены; искупительные земные поклоны (саджда-и тиляват), являющиеся ваджибом, совершаемые на земле. Если все эти перечисленные случаи являются ваджибом для совершения верхом, то допускается выполнение их верхом на животном. Согласно мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), чтобы намаз витр стал ваджибом, необходимы эти два условия, а также для возможности совершения витр намаза верхом. По мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в случае отсутствия этих двух условий, по причине подтверждения суннатом, не дозволяется совершать намаз верхом на животном. Опять же по преданию Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), переданному Хашан б. Зиядом, не допускается совершение утреннего суннат намаза верхом людьми, не имеющими уважительной причины, позволяющей это сделать. Потому что суннат утреннего намаза близок к ваджибу, то есть суннат, подтвержденный в значении ваджиба.
  2. c) Намазы нафиль. Эти намазы можно совершать верхом, находясь вне города, независимо от того имеется необходимость или нет [1]. Совершать намаз нафиль верхом, находясь в городе, не допустимо. Но Имам Абу Йусуф (да смилостивится над ним Аллах) передает допустимость, поддерживая одобрение в данном вопросе[2].
  • Рассматривая вопрос о совершении намаза на корабле (судне), необходимо обратить внимание на два обстоятельства:
  1. a) Если судно находится на причале в порту, намаз необходимо совершать так же, как и на земле по всем правилам, направившись к кыбле и с кыямом, всеми поклонами (руку и саджда).
  2. b) Когда судно находится в движении, необходимо уточнить время: в случае, если судно должно пристать к берегу, а время намаза не истечет, нужно дождаться схода на берег.

Несмотря на это, если человек не спустится на берег или же спуск невозможен, проблему можно рассмотреть в трех видах:

  1. Имеющий силы стоять на ногах совершает намаз по всем правилам. Каждый раз, как судно будет менять курс, отличный от направления кыблы, мусульманин, совершающий намаз, должен будет по предположительному расчету направиться к кыбле. Если человек не имеет сил, чтобы совершать намаз стоя, по мнению Имама Абу Ханифы (да смилостивится над ним Аллах), допустимо совершение сидя. Потому что многие люди по причине головокружения при движении судна не могут устоять на ногах. Обратив на этот момент внимание, Имам Абу Ханифа (да смилостивится над ним Аллах) для удобства людей дает устную фетву. А по мнению Имама Абу Йусуфа и Имама Мухаммада (да смилостивится над ними Аллах), в такой ситуации совершать намаз сидя является недопустимым.
  2. Не имея сил стоять, человек может совершать намаз сидя, но со всеми поклонами (руку и саджда). Это допустимо. Но в данной ситуации не допускается совершать намаз жестами. В случае отсутствия уважительной причины, необходимо направиться к кыбле.
  3. Не имея сил стоять и сидеть для совершения намаза, выполняется жестами.

После всех этих случаев, причин и условий, можно судить о совершении намаза в автомобиле. Известно, что осторожность, предусмотрительность (ихтият)– это предпочтительная причина, из-за которой на людей не возлагается чрезмерное затруднение и стеснение в поклонениях. Даже в местах, суждение о которых сомнительно, осторожность достигнет степени категоричности. В этом случае, давайте поделим намаз, совершаемый в машине, на две части:

  1. Совершение намаза в личном автомобиле или во время поездки в транспорте, который можно приостановить по просьбе: если не имеется другой надобности, нужно остановить машину и совершать намаз внутри или снаружи по всем правилам и со всеми поклонами и стоянием. Если имеется возможность стоять снаружи машины, не допускается совершать намаз внутри машины в положении сидя.
  2. Допускается совершение намаза внутри транспорта в случае, когда человек едет в общественном автобусе или имеется уважительная причина, по которой остановка транспорта затруднительна. В этом случае намаз необходимо совершать по максимальной мере возможности так, чтобы это соответствовало фарду. Таким образом, если имеется возможность стоять и совершать поклоны, то есть возможность совершения намаза по всем правилам, нужно все выполнить. Направиться к кыбле по мере сил. Если не имеется возможность стоять, но есть место для совершения поклонов в виде коридора автобуса, нужно кланяться до пола автобуса, а не делать это жестами. Но если нет таких возможностей, нужно совершать намаз жестами.

Необходимо обратить внимание на то, что следует действовать с осторожностью в местах, где возникает сомнение. Таким образом, совершив намаз по мере возможности в таких ситуациях, нужно будет восполнить этот намаз, если возможность восполнения появится раньше, чем выйдет время. В противном случае намаз должно будет восполнить с осторожностью. Истина известна только Аллаху.

[1] Некоторые в этом вопросе, обратив внимание на хадис, в котором говорится о соблюдении разрешения в пути (путешествии), не разрешают совершать намаз верхом на животном без уважительной причины тем, кто не находится в пути. Но истинное допустимо. Большинство факихов придерживаются этого мнения. (Алауддин ас-Самарканди, Тухфату’ ль-Фукаха). Поэтому частность причины водопоя, указанного в хадисе, не требует общего суждения.

[2] Алауддин ас-Самарканди,Тухфату’ ль-Фукаха

 

Библиотека

"Введение в практику Ислама" Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.

"Ислам проклинает террор" Мораль Ислама - источник мира и доверия между людьми О войне в Коране Подлинное лицо террористов, действующих "от имени веры"