Ислам в Санкт-Петербурге

РАЗДЕЛЫ:

 

Санкт-Петербург – северная столица
Санкт-Петербургская Соборная мечеть (Татарская мечеть)
Вторая Санкт-Петербургская мечеть
Программа «Толерантность» в Санкт-Петербурге на 2006-2010 гг.
Программа «Толерантность» в Санкт-Петербурге на 2011-2015 гг.

Удивительный город Петербург… В его историческом центре почти  

                         на   каждом   шагу   встречаем мы прекрасные    старинные   здания,

                         дворцы  и монументы. Ни у одного другого города России нет такого

                         изобилия    шедевров архитектуры и скульптуры, таких памятников,

                         созданных знаменитыми мастерами.

 

         Все страны и города мира имеют свои культурные и духовные символы (в переводе с греческого символ – «знак», «опознавательная примета»). Наряду с гербом, флагом и гимном символами Санкт-Петербурга являются архитектурные и скульптурные памятники, связанные с важнейшими этапами его истории. Одним из главных символов Северной столицы считается Петропавловская крепость, заложенная 16 (27) мая 1703 года в день основания города. Именно в первое десятилетие XVIII века начинается формирование татарской общины Петербурга, которая со  временем обрела свои культурные традиции и духовные символы, связанные с памятными местами этого города.

Важной вехой в общественной и культурной жизни татарской общины является начало ХХ века. В сентябре 1905 года по инициативе Атауллы Баязитова, одного из основателей Петербургской соборной мечети, в типографии издателя Ильяса Бораганского был отпечатан первый номер газеты «Нур». Появление этой газеты  оказало значительное влияние на развитие всей татарской национальной  культуры. В июне 2003 года на фасаде дома № 45 на Большом проспекте Петроградской стороны, где размещалась эта типография, была открыта мемориальная доска, выполненная петербургским скульптором Ахнафом Зиякаевым. Композиция включает бронзовый рельеф, над которым расположена прямоугольная гранитная доска, где начертана следующая фраза: «В этом доме 2/15 сентября 1905 года была отпечатана первая в России татарская газета «Нур», редактором и издателем которой являлся видный татарский общественный деятель Атаулла Баязитов». Образное решение рельефа, на котором изображен Баязитов, держащий в руках первый выпуск газеты «Нур», отличается внутренним динамизмом, дающим  представление о подвижнической деятельности просветителя. В свободных, словно перетекающих друг в друга пластических формах как бы материализуется интенсивная духовная жизнь, ставшая символом возрождения культуры татарского народа.

Здесь следует упомянуть о творческой биографии Ахнафа Зиякаева. Уроженец Нефтекамска (Башкирия), А. Зиякаев в 1980-е годы обучался на архитектурном, а затем на скульптурном факультете Ленинградской Академии художеств. Совокупность приобретенных знаний и мастерства сыграла важнейшую роль при работе над памятниками и рельефами, органично связанными с городской средой.

Характерной в данном случае является скульптурная композиция «Конка», расположенная на 6-й линии Васильевского острова, недалеко от Академии художеств. Заслуживает внимания оригинальное решение «Конки»: две выразительные скульптуры лошадей словно везут по рельсам подлинный трамвайный вагон второй половины XIX века и составляют с ним единую группу, замыкающую пространство пешеходной линии.

В 1997 году Зиякаев стал победителем конкурса на изготовление мемориальной доски Льву Николаевичу Гумилеву – великому ученому-этнографу, крупнейшему специалисту в области истории и культуры тюркского этноса, автору теории этногенеза и биосферы земли. Мемориальная доска установлена на фасаде дома № 2 по Коломенской улице, где находится музей-квартира ученого. Памятная доска выполнена из особого сорта гранита – черного габбро и состоит из трех плоскостей, символизирующих прошлое, настоящее и будущее: «три времени, которые находятся во взаимодействии друг с другом и образуют силуэт песочных часов» (Р. Х. Теляшов). Пространство настоящего отведено высеченному из светлого камня погрудному портрету Гумилева и тексту, пространство прошлого – изображению всадника и древних орнаментов, символизирующих основную сферу его научных интересов. Наконец, чистая плоскость мемориальной доски обозначает пространство будущего – как память о научном и гражданском подвиге замечательного исследователя, труды и научные открытия которого станут достоянием следующих поколений…

Жизнь и творчество великого поэта Габдуллы Тукая увековечены в памятнике, открытом 25 июня 2006 года, и в мемориальной доске, появившейся год спустя на доме № 5 на Казанской улице, в котором в апреле 1912 года жил Тукай, посетивший Петербург по приглашению просветителя Мусы Бигиева. Скульптурный памятник Тукаю установлен на углу Кронверкского проспекта и Зверинской улицы, в районе бывшей Татарской слободы, где в начале XVIII века селились татары – первые строители Петербурга.

Авторы бронзового памятника Тукаю – Ян Нейман и Ахнаф Зиякаев. Важным элементом образного решения являются рельефные изображения персонажей сказок и поэм Тукая «Шурале», «Алтынчач» и «Сак-Сок», окаймляющие постамент памятника. Одухотворенность образа поэта заключается в выразительно найденном движении руки, прикоснувшейся к груди, в пластичном силуэте хрупкой фигуры, в некоторой ее неустойчивости, передающей трагическую судьбу поэта, и наконец, в точной передаче яркого национального образа, исполненного внутреннего достоинства. Художественное решение рельефов Зиякаева обнаруживает свои истоки в скульптурных горельефах Клодта, украшающих пьедестал памятника Крылову в Летнем саду. Высокое мастерство исполнения позволило авторам памятника передать своеобразие поэтического мира Тукая и фантастических народных преданий, ставших основой его творчества.  Благодаря этому памятник Габдулле Тукаю можно поставить в один ряд с другими известными памятниками великим поэтам и писателям Омару Хайяму, Пушкину, Гоголю, Шевченко, Достоевскому, Горькому, Анне Ахматовой, установленными  в разные годы в нашем городе.

          Таким образом, в скульптурных памятниках Петербурга нашей современности представлены духовные символы истории петербургских татар, которые вписывают сегодня в историческую топографию города новые татарские адреса.

Искусствовед Руслан Бахтияров

Библиотека

"Введение в практику Ислама" Книга, представленная вниманию читателей, стала настольной для нескольких поколений мусульман нашей страны. Ее автор, видный татарский богослов, педагог, просветитель и журналист Ахмад Хади Маскуди, оставил после себя большое литературное наследие.

"Ислам проклинает террор" Мораль Ислама - источник мира и доверия между людьми О войне в Коране Подлинное лицо террористов, действующих "от имени веры"